Вот тыщщу раз уже читала-прочитывала, но каждый раз едва ли не как откровение.
Оригинал взят у
nonstopnet в
Здоровая личность в гуманистической психологии Гуманистическая психология сформировала некий образ «самоактуализированной» личности, которая, по всей видимости, удовлетворяет всем критериям психического, нравственного и социального здоровья.
Соотнеся себя с этим эталоном, можно определить проблемные зоны (или направления для развития - кому как больше нравится).
Так вот, составляющими здоровой самоактуализированной личности, с точки зрения гуманистической психологии, являются:
1. Способность понимать и принимать реальность, а не прятаться от нее; комфортно чувствовать себя в ней.
2. Принятие себя и других, доброжелательное отношение к другим: «я есть и ты есть, и это не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям».
3. Профессиональная увлеченность, ориентированность на дело.
4. Автономность от социальной среды, наличие самостоятельных суждений о «правильности».
5. Способность различать «добро» и «зло» в общечеловеческом смысле.
6. Открытость новому опыту, креативность.
7. Адаптивность, гибкость.
8. Естественность в поведении.
9. Способность к осознанию своего опыта, конгруэнтность (понимание своего «Я», осознание своих чувств и мыслей, а не подавление/искажение их).
10. Способность нести ответственности за свои поступки и свою жизнь в целом.
Отклонения от эталона самоактуализированной личности реализуются в различных формах личностной деградации. Эта деградация может быть выражена:
1. В ощущение человеком своей зависимости от других сил
2. В обесценивании как материальных, так и нравственных ценностей
3. В культе самокритики
4. В сохранении некой «священной идеологии», в рамках которой запрещено даже задумываться о предпосылках этой идеологии или о других идеях
5. В создании «чистоты социального окружения» («свои-чужие», «хорошо-плохо» и т.д.).
Целью гуманистической психологии является создание условий для достижения личностью данного эталона.
Для этого она основывается на следующих тезисах:
1. Человек должен изучаться в целостности.
Человек как целостная система больше, чем сумма его составляющих. Поэтому он не может быть осмыслен через изучение его отдельных частей и должен изучаться комплексно.
2. Каждый человек уникален.
Уникальность каждого обеспечивается, во-первых, уникальным опытом каждой личности, и, во-вторых, уникальной системой самосознания, многоуровневой и индивидуальной.
3. Человеческая жизнь - это единый процесс становления.
Человек - это не пассивный наблюдатель своей собственной жизни - он ее творец, осуществляющий свой собственный выбор в каждый момент.
4.Человек - активное творческое существо.
Он наделен непрерывной потенцией к творчеству и самоактуализации.
Цель психотерапии в рамках гуманистического направления состоит в том, чтобы поддержать целостность человеческого «Я», укрепить веру человека в себя и создать условия для раскрытия его потенциала.
Задачи психотерапии в рамках гуманистического направления состоят в том, чтобы помочь человеку:
1. Осознать и принять свои особенности.
2. Осознать и освободиться от механизмов негативной защиты.
3. Научиться понимать и принимать реальность, а не бежать от нее.
В принципе, понимая, о чем здесь речь, думаю, можно обойтись и без психотерапевта.