Григорий Константинович

May 09, 2015 19:34



Прежде чем написать этот пост, я долго думал о его названии, ведь совсем не хотелось использовать банальный и заезженный лозунг "Спасибо деду за Победу", поэтому решил назвать его просто - именем и отчеством своего прадеда по маминой линии, человека, которым я по настоящему восхищаюсь и которому, как и всем другим участникам Великой Отечественной, я на самом деле безмерно благодарен за тот тяжелейший труд, боль, кровь и нечеловеческое напряжение, которыми досталась Великая Победа.


Мой прадед, Григорий Константинович Бакланов родился 15 декабря 1906 года в станице Голицино Ставропольского края в семье рыбака и прачки, средним из трех братьев. Жизнь деду была уготована бурная и нелегкая, но интересная и в высшей степени достойная. Практически сразу после его рождения семья переехала в Анапу и жила очень бедно, кое-как перебиваясь по большей части заработками матери. Отец семейства много пил, частенько поколачивая жену, поэтому уже с 11 лет деду Грише (а именно так мы всегда называли его и в глаза, и за глаза) пришлось зарабатывать нелегкую копейку - сначала уборщиком в городской бане и купальне, потом рабочим на местных виноградниках и батраком в кулацких хозяйствах. Вот очень сомневаюсь, что при царе-батюшке моего деда ждала бы какая то иная судьба, кроме как у большинства бедняков того времени - нищета, тяжкий труд и преждевременный уход из жизни, но советская власть изменила все разом. Закончив сначала рабфак, а в 1935-м и Краснодарский пединститут, дед попал по распределению аж в Магнитогорск, где и работал сначала школьным учителем, потом директором этой же школы и преподавателем в горно-металлургическом институте. В сентябре 40-го дед поступил в аспирантуру МГУ, но проучится там успел лишь несколько месяцев - началась война.

В нашей семье всегда было принято бережно относиться к памятным вещам и старым документам, сейчас все бумаги тех лет хранятся у меня, но вот этой небольшой синей книжечкой я горжусь в особенности:





Да да, те самые "страшные" войска НКВД, настоящий ужас и пугало для всех либерастов и антисоветчиков всех времен, а на самом деле - гроза врагов внешних и внутренних, солдаты и офицеры, первыми вступившие в схватку с врагом на государственной границе СССР, охранявшие железные дороги, продсклады и военные заводы, насмерть бившиеся с профессионалами абвера и бандеровскими недобитками, люди, вклад которых в общее дело победы над фашистской Германией переоценить сложно. Во многом именно поэтому я с особой ненавистью отношусь к тем человеческим особям (а людьми я их назвать не могу), которые пытаются извратить и очернить память о той войне и Победе, и умалить страшную цену, которую за нее заплатил советский народ.

К сожалению про боевой путь деда Гриши я знаю не так уж много, несмотря на то, что застал его живым и в относительно добром здравии - много рассказывать про войну он не любил, хотя меня вообще все время таскал с собой и всячески баловал. С сентября 1941 года, в составе Особого отдела 24-й и 50-й армий дед участвовал в обороне Москвы, боролся с паникерами и спекулянтами в самой столице, ловил предателей и диверсантов на передовой, где и заработал тяжелую контузию, шрам от которой остался у него на всю жизнь. Потом был Калининский фронт, боевая работа и снова госпиталь , после которого в августе 1943 года молодого опера перевели в "СмерШ" 1-й воздушной армии Западного Фронта. Служба там, по рассказам деда, была довольно легкой, но зная его характер - а хвастаться он не любил - верится мне в это слабо. Увы, не знаю я и того, за что именно дед получил в 45-м орден "Красной Звезды", видимо, как писали тогда в наградных, "за образцовое выполнение задание командования".



Победу старший лейтенант Бакланов встретил в Вене на 3-м Украинском, пройдя со своим авиаполком половину Европы, но домой попал, по обыкновению того времени, не сразу - только в ноябре 45-го, награжденный той самой "Красной Звездой" и четырьмя медалями: "За оборону Москвы", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены" и "За победу над Германией в ВОВ". Второй орден, Отечественной Войны 2 степени, деду Грише вручили на 40-летие Победы и я даже помню этот день - в военкомат мы тогда пошли с ним вместе, обстановка была довольно будничной и не особо торжественной, но я видел как улыбался обычно сдержанный дед и сам был жутко доволен, хотя конечно и не понимал тогда всей глубины и ценности произошедшего только что.

Сразу после войны дед Гриша вместе с бабушкой Верой переехали из Магнитки в Орджоникидзе - поднимать такой же горно-металлургический институт, где и преподавал политэкономию следующие 20 лет. Несмотря на суровый нрав, деда в институте любили и уважали - за принципиальность, грамотность, трезвость во всех отношениях и всегдашнюю готовность помочь. Непьющий и некурящий, маленькую слабость дед все таки имел - увлекался карточной игрой, регулярно "зарубаясь" в преферанс в тесном преподавательском кружке. Конечно, когда родился я, дед уже давно был на пенсии, но по прежнему занимался научной работой, все время что то печатая на машинке, и даже, по слухам, готовился к защите докторской диссертации, но написать ее к сожалению не успел. Умер дед Гриша 7 мая 1993 года, немного не дожив до самого главного майского праздника...

О дедушке Грише у меня сохранилось очень много воспоминаний - скажем утренняя зарядка у него была особая, сначала пробежка по большой трехкомнатной квартире, а потом упражнения с двумя большущими булыжниками из Терека, которые служили вместо гантелей. Необычными были и некоторые гастрономические пристрастия, к примеру дед очень любил пшенную кашу, вкуса которой многие нынешние дети даже не знают, причем непременно поливал ее подсолнечным маслом, а черный хлеб всегда ел без верхней корочки, срезая ее перочинным ножиком. Дед часто катал меня на своей белой "копейке" и никто лучше него не рассказывал гайдаровского "Чука и Гека" в его собственной, "режиссерской" версии. Я с полным правом могу назвать себя любимым внуком, но только сейчас понимаю, как много он для меня значил тогда и как много значит сейчас. Может быть это прозвучит громко, но мне хотелось бы быть хоть немного достойным своего прадеда и что бы ни случилось я всегда буду его помнить и всегда гордиться им!

Никто не забыт - Ничто не забыто!, Жисть, Ностальгия

Previous post Next post
Up