"Ключаревская летопись". Демо-версия.

May 13, 2011 12:41


Несколько слов от себя. Вот, представьте, насколько сложная работа перевести "Ключаревскую летопись" в современную орфографию и стилистку!!! Здесь я выкладываю распознанные первые пять страниц книги. Из 20 примечаний только 3 взяты непосредственно из источника! Остальные пришлось делать самостоятельно. Где-то указывал заменённые слова и выражения из источника, где-то представлял справочные данные, где-то делал пояснения редких и устаревших слов. Представленный вариант, как мне кажется, ещё не окончательный.


КЛЮЧАРЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
(современная орфография и стилистика)
(ПРЕДИСЛОВИЕ).
Печатаемая ниже рукопись составлена ключарём1 Успенского кафедрального собора2 Кириллом Васильевым, жившим в конце XVIII и начале XIX столетий3 (родился около 1770 г. - умер 1 января 1837 г.).
Автор рукописи, пользуясь различными источниками и, главными образом, делами соборного и консисторского архивов, имел под руками ещё древние записи, восходящие по времени к первой четверти XVII столетия, на что есть указание в самой рукописи. Так в рассказе об убийстве митрополита Иосифа, приступая к описанию раската, с которого брошен был мученик-митрополит, он замечает, что описание это заимствовано им из одного отрывка, написанного в 1620-м году.
Рукопись почтенного о. ключаря составляет весьма важный труд: ею пользовались многие лица, писавшие об Астрахани. По всей вероятности, ею пользовался знаменитый иерарх Астраханский Платон Любарский4, писавший историю Астраханской иерархии; г. Рыбушкин, написавший историю Астрахани, в своём сочинении прямо ссылается на эту рукопись; бывший преосвященный Вятский Аполлос5, во время своей служебной деятельности в Астраханской семинарии написавший историю монастырей: Покрово-Болдинского, Иоанно-Предтеченского и Благовещенского женского, также прямо указывает на эту рукопись.
Несмотря на то, что рукописью о. ключаря пользовались, кроме упомянутых лиц, и многие другие, её содержание все-таки далеко ещё не исчерпано. Публикация её в "Астраханских Епархиальных Ведомостях" составила весьма интересные страницы в этих Ведомостях.6
Текст рукописи печатается после сравнения7 трёх вариантов: в основе их положен самый полный. Разногласий в сказаниях всех трёх вариантов никаких нет: разница только в большей или меньшей полноте их.
В заключение сообщаем некоторые биографические сведения об авторе рукописи. О. Кирилл окончил "риторический класс" в Астраханской семинарии в 1791 году и определён псаломщиком в кафедральный собор. В 1794 году посвящён в диаконы, в 1797 году в священники, в 1799 году определён ключарём, в 1800 году пожалован епархиальною зелёною бархатною скуфьёй 2-й степени. В 1802-1807 годы был смотрителем Иоанно-Предтеченского монастыря; в 1803 году произведён в протоиереи; в 1805 году определён в Консисторию присутствующим; в 1806 году пожалован скуфьёй фиолетового цвета; в 1807 г. награждён палицею; в 1809 году пожалован камилавкой8. Из этого перечня повышений и наград видно, что лучшим временем в жизни автора рукописи был период управления Астраханской епархией преосвященным Платоном Любарским, написавшим историю Астраханской иерархии.
Рукопись начинается временем покорения Астрахани и оканчивается временем управления Астраханской епархией преосвященным Гаием.
ИСТОРИЯ
О НАЧАЛЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИИ АСТРАХАНИ, СЛУЧИВШИХСЯ В НЕЙ БУНТАХ, ОБ АРХИЕРЕЯХ В ОНОЙ БЫВШИХ, А ТАКЖЕ О ВОЕВОДАХ, ГРАДОНАЧАЛЬНИКАХ И ГУБЕРНАТОРАХ.
Татарский город Астрахань прежде стоял по течению реки Волги, на правой стороне, в 60 верстах9 ниже от Ахтубинской станицы, поблизости от целительных грязей. Город этот перед прочими имел уважение от ханов Бахчи-Сарая и ежегодно, в летнее время, посещался ими с семействами. Поэтому грязи и поныне называются от татар Ханскими, а от русских Тинакские соляные озера10, отстоящие от Астрахани на 7 верст.
В 1555 году от царя Ивана Васильевича Грозного для взятия этого славного города, называемого всеми азиатами Астраханью, были посланы три ополчения:
1-е из них называлось большим. В нём начальниками были: князь Юрий Иванович Пронский-Шемякин и Михаил Петрович Головин11. Над ними главным был поставлен князь Александр Васильевич Вяземский с вятским воинством.
2-е называлось передовое и управляли им Игнатий Вишняков и Ширяй Кобяков.
3-е называлось сторожевое и возглавлялось Степаном Сидоровым и князем Андреем Барятинским. Над всеми тремя ополчениями был начальствующим князь из касимовских татар Дервиш-Али12.
Но в 1558 г. татары были возмущены изменниками13 из астраханцев, татарские мурзы имели тайное сношение о небрежном отношении14 Дервиш-Али к русским. После завоевания Астрахани, начальники всех трёх ополчений вызваны были в Россию, а оставлен был только один вышеупомянутый Дервиш-Али, который не разрешал, как единоверец, татарам зло отзываться о русских.
Некто именем Себастьян15 по секрету донёс Царю Иоанну Васильевичу Грозному, что татары имеют заговор против русских, чтобы побить всех на голову, а если скоро верного боярина не пришлёт, то все труды и снаряды пропадут. Потому что все татары веселы и письма получают из Крыма от крымского хана Девлет I Гирея16. По этому случаю Царь Иоанн Васильевич Грозный немедленно посылает верного воеводу Петра Семёновича Серебряного-Оболенского17, который вскоре прибыл с войском в Астрахань и взял какие были русские войска под своё начальство. Упомянутого же Дервиша-Али выслал под караулом в Москву.
После взятия Астраханского царства под российский скипетр при царе Иване Васильевиче Грозном, главным воеводою российских сил Серебряным-Оболенским, татары были рассеяны по большей части на горной стороне Волги к мочагам18, на которой стоял прежний их город. Благоразумное распоряжение воеводы довольно защищало вновь завоёванные места от набегов терских татар, горцев, можарцев19 и прочих диких народов, а снисходительное и ласковое обхождение с победителями удерживало их несколько в границах повиновения законному государю. Но в 1558 г. татары тайно взбунтовали через князя Ямгурчея, который жил за рекою Луковкою к буграм Кулаковским, и этот князёк для ханов ахтубинских в летнее и осеннее время подготавливал птицеловство и звериную ловлю. Это место и поныне называется Ямгурчеем или Огурчевым местом20.
Когда воевода был извещен от, бывших тогда при нём, татарских князьков Урусова и Тимбаева, что турецкий султан Сулейман21 (во время царствования которого Астрахань и была взята) набирает войско с намерением отторгнуть Казань и Астрахань от России, он, под предлогом выгоднейшего местоположения для жительства, переселил татар на другую сторону Волги по разным буграм. И в 12 верстах ниже против первого города избрал для себя бугор, называемый Шабазг, что по-татарски Высокий, перевёз туда все орудия, выстроил на этом бугре высочайшие заборы, которые впоследствии времени, изменились в настоящий Кремль, а старое оставшееся строение на нагорной стороне приказал срыть до основания.
ПРИМЕЧАНИЯ
1  Поэтому её обыкновенно называют "Ключаревскою" (полужирным шрифтом - комментарии из издания 1887 года, Д.Ш.).
2  В тексте "Астраханского кафедрального собора" (прим. Д.Ш.).
3  В тексте "в конце прошлого и начале настоящего столетия" (прим. Д.Ш.).
4  Архиепископ Платон (в миру - Петр Иванович Любарский; 12 июня 1738 - 20 октября 1811) - епископ Русской православной церкви, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический, духовный писатель.
5  Архиепископ Аполлос (в миру - Иван Егорович Беляев; 1812-1885) - духовный писатель и христианский богослов, магистр Киевской духовной академии, архиепископ Вятский (1866-1885) (прим. Д.Ш.).
6  В тексте абзац представлен так: "Несмотря на то, что рукописью о. ключаря пользовались, кроме упомянутых лиц, и многие другие, все-таки содержание её далеко еще все не исчерпано, и печатание её в "Астраханских Епархиальных Ведомостях", весьма желательное и в прежнее время, составит теперь весьма интересные страницы в этих Ведомостях".
7  В тексте "по сличении".
8  Камила́вка (греч. кαμιλαύκα, καμηλαύκιον, καλυμμαύχιον, καλιμαυι) - головной убор в Православной церкви фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра, является также наградой для священников.
9  64 км.
10  Тинакские грязи, известные еще во времена владычества монголов, как говорит предание, которое, впрочем, нельзя признать вероятным, окружены были не голою степью, как теперь, а густым лесом, в котором водились белки и другая дичь, за которою ханы Золотой Орды, имевшие здесь свое летнее местопребывание, охотились в этих лесах, истребленных будто бы русскими в видах стратегических. До двадцатых годов нынешнего столетия, как передает г. Ольдекоп, бывший главный доктор в больнице Приказа общественного призрения, в ведении которого находятся Тинакские грязи, только одни татары и калмыки лечились этими грязями по своему и тем обратили внимание одного крестьянина селения Хохлацкого, или Карантинного, который начал лечить ими. (См. описание Тинакск. лечебных грязей д-ра Ольдекопа 1876 г.).
11  Михаил Петрович Меньшой Головин (? - 4 февраля 1565 года) - окольничий и воевода в царствование Ивана Грозного.
12  В тексте везде "Дербет-Али". Дервиш-Али хан (тат. Dərwiş Ğali, Дәрвиш Гали) (ум. не ранее 1558, Мекка) - последний астраханский хан (1537-39, июль 1554 - 56). Сын Шейх-Хайдара, внук последнего хана Золотой орды Шейх-Ахмада, правнук хана Ахмата. Последнее сообщение вызывает наименьшее доверие как ввиду невысокой репутации летописца, допускавшего в своём труде различные неточности, так и по следующим соображениям. Во-первых, Дервиш-Али был фигурой сугубо номинальной и командовать войсками не мог. Его присутствие оправдывало цель похода и служило гарантией помощи со стороны его приверженцев. Во-вторых, донесения царю писал Ю.И. Пронский, что подтверждает его статус командующего. В-третьих, А. Вяземский был лицом, подчинённым ему, поскольку в донесении Пронского указывалось, что с Переволок (между Доном и Волгой) они отправили вперёд А. Вяземского и Д. Чулкова за языками, что было исполнено. Видимо, И. Вешняков (Вишняков) играл роль помощника Ю. Пронского, поскольку о нем упоминает кн. A.M. Курбский. Относительно участия в командовании М.П. Головина, позднее казнённого опричниками, вопрос остаётся открытым. (История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.)
13  В тексте "переметчиками".
14  В тексте "нерадении".
15  В тексте "Себостиан".
16  В тексте "Ельдигерея".
17  В тексте "Обольянского". Пётр Семёнович Серебряный-Оболенский (ум. в 1570) - князь из рода Оболенских, русский военный и государственный деятель, боярин и воевода.
18  Мочаги, так называется в Астраханской губернии юго-восточная часть Калмыцкой степи, в Волжской дельте, имеющая площадь до 700000 кв. саж., усеянная буграми сыпучего песка (или глинисто-песчаными), изрезанная протоками реки и заливами (ильменями). Название "М." некоторые производят от русского слова "мочажина", т. е. сырое, болотистое место; другие - от калмыцкого слова "моцак", означающего пост и данного этой местности вследствие заселения её беднейшими калмыками, вынужденными искать себе скудное пропитание от рыбных промыслов.
19  Можары, маджары - племя, жившее близ устьев Волги, на берегу р. Кумы, где ещё поныне указывают на развалины города Маджара (см.). В 1551 г. М. была союзниками русских во время войны с Казанью. Впоследствии они смешались с чувашами и др. инородцами. Ср. статьи Шестакова и Можаровского в I томе "Трудов четвёртого Археологического съезда в Россиян (Казань, 1884).
Маджар, Маджары - хазарский город с VIII века (первое упоминание в летописях), золотоордынский город в XIII-XVI веках на Северном Кавказе, находившийся на месте современного Будённовска (бывший город Святой Крест). Центр пересечения транзитных торговых путей из Закавказья в Северное Причерноморье и Поволжье.
20  Это место находится теперь в черте города и входит в состав Михаило-Архангельского прихода.
21  Сулейма́н I Великоле́пный (Кануни́) (осм. سليمانا اول‎ - Süleymân-ı evvel, тур. Birinci Süleyman, Kanuni Sultan Süleyman) (6 ноября 1494-5 сентября/6 сентября 1566) - десятый султан Османской империи, правивший с 22 сентября 1520, халиф.

Старая Астрахань, краеведение

Previous post Next post
Up