С Днём печати!

May 05, 2024 11:47


Поздравляю всех причастных с замечательным советским праздником Днём печати!!!
-=-=-=-=-=-
Нашёл интересную публикацию в Дзене.
-=-=-=-=-=-
Виктор Савельев. «День печати - как ты стал от нас далёк». Почему «похоронили» 5 мая - День печати в СССР
Здравствуйте, читатели, и те, кто помнит, что 5-е мая на протяжении многих лет было Днем печати, профессиональным праздником работавших в прессе.
«Похоронили» День советской печати 13 января 1991 года в связи с новыми веяниями «обновлённой России» - можно сказать, выкинули праздник на помойку, заменив январским «днем российской печати».
Ура! Ура! - кричали патриоты нового капитализма. Ату, старые праздники! Ату «красные дни» календаря советских лет, ату старую советскую печать...
А мне жалко: с водой выплеснули ребенка! И получайте, граждане, ту прессу, что сейчас имеем. Со скандалами и фейками, с «чернухой», со смакованием сладкой жизни звезд и нуворишей, с беспросветной ложью из СМИ...
Но я не о них. Утрачен интерес к обычному человеку, к человеку с улицы.
Ведь как было в забытой ныне прессе? О ком писали?
Я вспоминаю очерк Анатолия Аграновского, классика той старой журналистики, которая искала героя не среди ВИП-персон, а в жизни.
Вот зачин очерка Анатолия Аграновского «Официант» в газете «Известия» за 1965 год:
«Когда мы были уже хорошо знакомы, я спросил, не унизительно ли это - обслуживать.
- Как посмотреть, - сказал он. - Вот я вас обслужу, а после приду домой, раскрою «Известия» - вы меня будете обслуживать… Все мы друг другу служим.
Тут я понял, что буду о нем писать».
Сейчас невозможно вот так найти, скажем, интересного официанта или рабочего и написать о нем глубокую интересную статью.
Верней, написать-то можно. Но ни одно СМИ не напечатает. Ведь он же не бандит и не насильник, в психологии которого со смаком копается Ксюша Собчак, маяк нынешней журналистики. И не кинувшая олигарха красотка-модель. И не политик, грязно ругающий Россию. И не проворовавшийся министр...
За что же официанту посвящать время и полосы газет, эфирное время? Кто это ныне будет читать, если нет скандала?
Раньше для советского журналиста было хорошим «ковбойством» найти классного «человека с улицы», из народа и написать о нем. И неправда, что это было неинтересно читателю - судьбы всегда интересны.
А затем, после всех «перестроек» и «изменений форматов», в медиа пришли менеджеры - они нацелили на то, что прибыльно и дает трафик/тираж/рекламу/деньги.
А ненужное, без «перчинки», скандала и мутного закулисного интереса - постановили отбросить. И День печати 5 мая «отбросили» как ненужное и вредное.
Так что едим то, что ныне пекут по лекалам «охвата аудитории», как гамбургер в сфере быстрого питания, - на скорую руку и шаблону, крикливо, ярко, броско и очень доходно для издателя. Пусть и вредно для желудков.
За то, что ныне зовется фейком, в советской печати снимали с работы. Без возврата в профессию.
У Семена Нариньяни, известного тогда фельетониста, есть такой эпизод: «районка» (для тех, кто не знает: районная газета) напечатала критический фельетон о председателе одного хозяйства.
В СССР было строго: меры по критическим статьям должны были приняты в течение 2-х недель, в особо сложных ситуациях - в течение месяца. Точка. Собрался тогдашний «третейский суд» - бюро райкома партии. На повестке дня два предложения:
1. Признать фельетон правильным и точным по фактам и оценкам - и снять с работы проштрафившегося председателя хозяйства.
2. Признать фельетон ошибочным и предвзятым, исказившим факты, - и выгнать из редакции журналиста с негативной характеристикой.
И сидело бюро, вникало, разбиралась в обоснованности обличений - но одно из двух решений по пунктам выше должно было вынести. Со снятием с работы. После тщательного разбора. Вот такая была ответственность за каждое слово в прессе. И цена этому слову.
Сейчас строчащие фейки и «версии» борзописцы долго бы продержались в парадигме, которую олицетворял День печати, который мы праздновали 5-го мая?
Жизнь, конечно, далеко ушла от тех лет, когда была не только «партийная», но и честная журналистика.
Но мне сегодня почему-то зябко при «менеджерах медиа». Простой человек им не интересен. А, значит, не интересны и все мы.
Спасибо тем, кто дочитал до конца!
(Для справки: работал в 8-и изданиях, но членом КПСС не был).
-=-=-=-
Первое фото: корреспонденты берут в поле интервью.




Previous post Next post
Up