Друзья, прошу проголосовать за мою инициативу "Общественный совет по контролю за расходом государственных средств" на сайте
Российская общественная инициатива.
Проголосовать можно
здесь.
Прошу перепоста.
Суть инициативы:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
По созданию механизма по гражданскому контролю за расходом государственных средств
Общественный Совет по Контролю
Проблема
В регионы на различные цели федеральным бюджетом(далее ФБ) выделяются огромные средства, в том числе для реализации госпрограмм. Миллиарды рублей осваиваются нечистоплотными чиновниками, они привыкли не реально работать, а создавать видимость. Таким образом, мы видим следующую картину: выделено денег на капитальный ремонт муниципальных зданий, а по факту производится косметический ремонт; выделяются средства для оснащения больниц, но закупив некоторое оборудование по завышенным ценам - на остальное денег не остается; на строительство дорог выделяется сумма достаточная, чтобы строить добротно и качественно, но из-за откатов денег хватает только на «половину качества». В итоге мы имеем, то что имеем: полная разруха и недовольство президентом того, как реализуются госпрограммы. И дело не в том, что «денег не хватает», денег хватает! Всё дело в безответственности чиновников и каждого из нас, как гражданина.
Очевидно, что эту проблему из центра решить невозможно в силу того, что региональные губернаторы и мэры ведут себя как князьки. Их такое положение устраивает: деньги выделяются - деньги пилятся. О благе общества чиновники не задумываются. Таким образом, мы сталкиваемся с одним из элементов проблемы коррупции.
История
Комитет народного контроля - один из органов системы государственного контроля в СССР с 1965 по 1991. Выполнял функции контроля за выполнением государственных планов, нарушением дисциплины, выявлением хозяйственных резервов, расходованием ресурсов.
В зоне оперативного внимания КНК СССР находились все области народного хозяйства и управления, производство и государственный аппарат, в том числе расходование материальных и денежных ресурсов государства. Кроме того, комитеты народного контроля могли налагать штрафы (денежные начеты) на лиц, которые причинили материальный ущерб государству. Так, КНК продуктивно вел борьбу с бесхозяйственностью, расточительством, казнокрадством, взяточничеством, волокитой и прочим негативом.
Настоящее
В настоящее время существуют две организации осуществляющие контроль за деятельностью чиновников и приближенных к ним:
Первая - это Общероссийская общественная организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти», Основополагающим законом, на основе которого организация ведет свою деятельность, является Федеральный закон «Об общественных объединениях», то есть это обычное общественное объединение, это что-то вроде клуба по интересам. Плюс этой организации в наличие аккредитации в качестве независимого эксперта, что дает право проводить экспертизы по выявлению коррупциогенности. Однако по факту это означает, что у организации есть право давать экспертное заключение на тот или иной правовой или законодательный акт. Причем, как и всякая экспертиза имеет лишь рекомендательный характер, а при наличии второго мнения - спорный. 1 Подобных организаций сейчас много только практического толку от них никакого.
Вторая - это Счётная палата Российской Федерации(СПРФ), имеет государственный статус, при своей деятельности руководствуется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», следит за исполнением федерального бюджета. Фактически это означает в общих случаях: контроль за движением бюджетных средств, а так же эффективность траты таких средств, простыми словами следит за тем, чтобы деньги не ушли на деревню к деду, а если всё таки ушли, то не на новый особняк, а на нечто полезное вроде строительства дорог. А в частных случаях: осуществляет формальную проверку потраченных средств путем бумажной сверки отчетов и чеков.2
Решение
Борьба с коррупцией это не только задача правительства, но и задача общества. Пока общественность молчит, чиновники делают всё, что им заблагорассудится. Необходимо в обществе формировать активную общественную позицию по контролю благоустройства страны. С такой задачей может справиться только само общество.
Предлагаю создать «Общественный Совет по Контролю»(далее - Совет), Совет будет сформирован из граждан, кому небезразлична судьба процветания общества, с представительствами в каждом регионе.
В задачи Совета будут входить:
1. Контроль за распределением ФБ с целью не допущения расходования средств на малозначимые и аферистские проекты;
2. Контроль фактического выполнения государственных планов социального и экономического развития;
3. Контроль соответствию рыночным ценам расходов по госзаказам, с целью недопущения необоснованного завышения цен;
4. В случае отклонения подрядчиком от фактических условий по реализации проекта(госзаказа), привлекать заказчика и подрядчика к ответственности, используя все законодательные нормы;
5. Контролировать кому и на каких условиях отдаются ключевые госзаказы по реализации госпрограмм;
6. Противодействовать распределению госзаказов с явной коррупционной подоплекой;
С целью создания условий для деятельности организации необходимо закрепить права Совета на законодательном уровне с обязательными привилегиями, Совет в соответствии с возложенными на них задачами должен иметь право:
1. Допуска к финансово-хозяйственной документации организаций, в части исполнения госзаказов и госпрограмм по всей цепочке подрядчиков;
2. Совет должен иметь допуск к объектам госпрограмм для проведения инспекции и контроля соответствия;
3. Запрашивать у руководителей и должностных лиц предприятий, организаций, министерств, ведомств необходимые документы и материалы, давать (соответственно) указания об устранении вскрытых недостатков и нарушений;
4. В случае необходимости назначать и с участием представителей соответствующих органов проводить ревизии хозяйственно-финансовой деятельности, производственно-технические экспертизы в части исполнения госзаказа;
5. Приостанавливать явно незаконные распоряжения и действия должностных лиц в части исполнения госзаказа и сообщать об этом руководителям соответствующих организаций или вышестоящим органам;
6. Указывать на недостатки, допущенные должностными лицами в части исполнения госзаказа, делать им предупреждения, передавать материалы о нарушениях соответствующим организациям или вышестоящим органам.
Практический результат
1. Уменьшение бесхозяйственности, расточительства, казнокрадства, взяточничества.
2. Поставит под реальный контроль исполнение гос.заказов.
3. Общественный Совет по Контролю получит привилегированные права, которых нет даже у прокуратуры: обязательное получение от хозяйствующих субъектов финансово-хозяйственной документации, в части исполнения госзаказов и госпрограмм по всей цепочке подрядчиков(в настоящее время прокуратура может получить такие документы только по решению суда при наличии оснований, тем самым создается порочный круг, поскольку чтобы выявить нарушения и нужно ознакомиться с документацией, к которой оперативного допуска нет).
Только контролируя обществом освоение чиновниками ФБ, мы способны заставить процветать общество и страну.
Примечания
1.
http://www.ak-center.ru/legal/ сайт Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти».
2.
http://www.ach.gov.ru/ru/reception/answers/ сайт Счётной палаты Российской Федерации.
Дмитрий Атер