Я уже давно запланировала поделиться недавним открытием (что свидетельствует в очередной раз в пользу моей невежественности, ибо место очень известное). Речь идет о Сан-Педро-де-ла-Наве - удивительной
палеохристианской церкви, затерянной среди полей недалеко от испанского города Самора.
Эта на первый взгляд несколько неуклюжая и снаружи вовсе ненарядная церковь предложит вашему взору удивительной красоты лепные капители, если вы решите заглянуть внутрь. Не так давно обратившиеся в христианство визиготские племена, обосновавшиеся на территории современной Испании и Португалии в VI веке, нуждались в новых церквях для отправления культа, но можете ли вы себе представить, насколько смутное (если не сказать никакое) представление имели визиготы с их кочевническим прошлым о постройке каменных церквей? Этим и объясняется некоторая грубость в обработке и кладке камня, а также общая массивность конструкции.
По форме это самая обычная базилика со всеми полагающимися атрибутами - центральным и боковыми нефами, трансептом и т.п. Что касается этого, визиготы прилежно выучили урок и сделали все в лучших традициях древнеримской христианской архитектуры.
Лепные украшения на капителях же, в свою очередь, свидетельствуют о совсем другого рода эстетике - эстетике еще некогда варварских (ох, и не люблю я это слово!) племен...
Разумеется, сцены, изображенные на капителях, заимствованы из библейских сюжетов. Однако, манера, в которой эти сцены выполнены свидетельствует о том, что скульптор принадлежал к визиготской, в некотором роде, новой культуре, которой были чужды такие древнеримские понятия как композиция в изображении той или иной сцены. Не особо обременяя себя попытками смоделировать пространство и придать ему некоторую гармонию или симметрию, визиготский скульптор залихвацки заполняет фигурами и деталями все свободное пространство :)
Так, бедный Исаак в сцене жертвоприношения вынужден карабкаеться по ребру капители, по принципу, который французы гордо именуют "la loi du cadre", то есть, "закон рамки/обрамления". Важность Божественного присутствия подчеркнута размерами божьей десницы, нависающей над Авраамом и выполненной почти в тех же габаритах, что и вся фигура Исаака целиком.
Стоит ли замечать, что соблюдение пропорций или элементарных правил композиции было последним, что интересовало скульптора. Весь кайф такого рода изображений именно в отсутствии объемности и анатомической верности; графичность, декоративность исполнения - вот что привлекает взгляд в первую очередь.
Вот вам еще Даниил, брошенный в яму со львами:
Соответствует языческой, "варварской" эстетике и обилие всякого рода стилизованной растительности и всяких фантастических тварей, искусно вырезанных по краям и в верхней части капителей, а иногда и на всей их поверхности. В виртуозности исполнения чувствуется даже, что подобного рода изображения в какой-то мере ближе и знакомее визиготскому скульптору, настолько более естественными и пластичными у него выходят растительные завитки и хитросплетения и волшебные графичные пташки по сравнению с антропоморфными фигурами.
Вот какие замечательные райские пташки :)
А на боковых сторонах там еще ужасно трогательные изображения апостолов.
Вот апостол Петр
А вот вам машет апостол Павел
Апостол Филипп:
И чуток суровый Андрей. Здесь такое ощущение, что растительность и вовсе "вытесняет" изображение апостола, пытаясь раскинуться на всю площадь поверхности:)