Кольский - 2024 . Часть 1. Дорога на север.

Oct 06, 2024 20:56


Дневник путешествия на Кольский полуостров в 2024 году

Участники: Данилова М.А., Нестеров А.В

Девиз поездки:

Мы никуда не торопимся и всюду успеваем!

Предисловие.

В прошлом году с группой мы были в путешествии по полуостровам Рыбачий и Средний на Кольском полуострове. И, хотя в целом мы были очень довольны поездкой, осталось некоторое чувство недосказанности. Очень хотелось остановиться на Рыбачьем на мысе Кекурский и побродить там пару дней по скалам и побережью. И вообще, хотелось передвигаться на полуостровах неспешно, и останавливаться там, где захочется. Но на нашей машине туда ехать было полным безрассудством. Да и в целом, стало ясно, что с нашим походным оборудованием наш Субару-Форестер уже не тянет. То есть тянет, но скоро начнет разваливаться. Нужна более грузоподъемная машина, желательно высокая и, если ехать на Рыбачий, то неплохо было бы ее и шноркелем на всякий случай оборудовать. Там год на год не приходится. Если дожди пойдут, то вода в бродах и лужах может быть высокая.

Результатом этих размышлений оказалась покупка уже оборудованного для внедорожья старенькая машина, но зато какая! Мицубиши-Монтеро-Спорт, оборудованный так, что хорошо, если мы хотя бы половину ее возможностей будем использовать. Так что был решен вопрос о том, куда и на чем мы едем.

План был такой - едем на Кольский. Сначала Рыбачий - Средний - сколько захочется, столько будем там гулять, потом едем к Дальним Зеленцам. Там у нас парочка мысов неисследованных осталась, а на Форе туда уже ехать не хотелось. В прошлом году мы туда не поехали. Надоело после каждой поездки  машину ремонтировать. А наша новая походная машина без проблем там пройдет. А потом зарулиться в Ловозерские тундры. Что-то мы там в прошлом году не догуляли. А там посмотрим. Если хватит времени и сил, то может на Воттоваару съездим. А нет - то просто отдохнем где-нибудь на Белом море и на Ладоге или на Онеге.

Вот с таким планом мы двинулись в путь. И еще решили, что в этой поездке мы будем руководствоваться принципом - мы никуда не торопимся. Что успеем, то успеем. В конце концов, мы отдыхать едем, а не гонки устраивать.



1-й день. 4 июля 2024. Четверг.

Тут никаких неожиданностей. Ранний выезд в 4-55, пока МКАД не заткнулся. На новую Ленинградку - М11, чтобы поскорее оторваться от Москвы.

С 7 до 8 утра - завтрак в нашем любимом кафе в Голенихе перед Тверью. На наше счастье объездная вокруг Твери еще не открыта, так что не стоял вопрос заезжать в это кафе или нет, поскольку кафе на старой Ленинградке расположено. Пока что путь через М10 вокруг Твери лежал.

Снова на М11 после Твери. Едем до Новгорода и примерно в 13-30 снова сворачиваем на М10, потому что нам лучше через  Кириши на Мурманскую трассу (трассу Кола) выезжать.

С 14 до 14-50 обедаем в кафе «Валентина», сразу за поворотом с Ленинградки на Кириши. Едем дальше. Решили, что в этот раз поедем не через Старую Ладогу, а по другой стороне  реки  Волхов. Просто так - для разнообразия.

Выезжаем на Мурманскую трассу и едем до давно известного нам озера Утозеро, на которое мы несколько раз заезжали купаться и обедать. Знаем, что там мы без проблем с палаткой встанем. В 19-40 мы на Утозере.



Ставим лагерь Располагаемся. На наше удивление на озере никого нет. Все прошлые разы там все время какой-то народ был.

Это тем более удивительно, что по дороге к Утозеру мы решили еще одну стоянку на озере Вехкозеро проверить. Это озеро тоже прямо на трассе , не доезжая до Утозера примерно километров 8. Нам там не понравилось: во первых, проезд на берег проходит через стоянку дальнобойщиков, а во-вторых , там оказалось очень много народа с машинами. Посовещавшись между собой и послушав совета стоящих там людей, поехали на Утозеро. А там - никого! Почему так - совершенно непонятно. Но - нам же лучше.

Расположились, поужинали. Я занялась тем, чтобы переписать на комп видео, которое записывает наше новое устройство- экшен- камера, висящая на переднем стекле вместо регистратора. Это новое решение для того, чтобы в машине не хвататься за видеокамеру, а спокойно писать почти все подряд. Все, что покажется интересным. Так что съемки в машине теперь идут через такую камеру. Посмотрим дома, что из этого получится.

Проехали сегодня примерно 890 км.



2-й день. 5 июля 2024.  Пятница.

Ночью был очень сильный дождь с грозой. Так что успешно прошло испытание палаток на сильный дождь и ветер - все прекрасно выдержало. К утру дождь закончился.

Проснулись от 8 до 9 часов. Искупались в озере, позавтракали. Потом долго и мучительно Андрей пытается отправить какие-то материалы для конференции, а я продолжаю разбираться с видеоматериалами.  Понимаю, что не надо все подряд писать, а только то, что интересно будет в фильм вставить. Тогда нам хватит флешек, и не надо будет с переписывание видео в поездке заморачиваться. Дальше мы так и писали на экшен-камеру. И флешек действительно хватило.

Какие-то две машины заехали на стоянку и вскоре уехали. А так - мы до сих пор стоим одни.

Пока мы ковырялись, палатки после ночного дождя высохли, и мы собираем лагерь без всяких проблем.

И только в 14 часов выезжаем. Сначала возвращаемся по трассе на 2 км назад на заправку, заливаем полный бак и снова едем вперед. В 14-15 мы въезжаем в Карелию.

В наших планах на сегодня было проехать до озера Пальеозеро недалеко от Гирваса, чтобы проверить там стоянку, переночевать на озере и посмотреть взлетно-посадочную полосу старого аэродрома Гирвас.

Но, как известно, человек предполагает…. Проехав примерно 90 км по трассе в сторону Петрозаводска, и не доехав около 20 км от пос. Пряжа, мы останавливаемся на стоянке, чтобы размяться и попрыгать. Начинает моросить дождь, мы прыгаем в машину, Андрей поворачивает ключ зажигания и….. ничего не происходит. То есть - совсем, полная тишина, машина даже не думает заводиться. Понятно, что что-то случилось со стартером. И понятно, что здесь, на стоянке мы ничего сделать не сможем. Я хватаюсь за смартфон. Как бы не так! Ни то что интернета, чтобы поискать эвакуатор, но даже связи никакой здесь нет. Это меня давно удивляло. На федеральной трассе Питер- Мурманск полно мест, где вообще никакой связи нет.

Подъехавшая на стоянку машина с немолодой парой, поняв, что у нас проблемы, тоже пытаются посмотреть свои телефоны. Нет связи! Никакой. Тогда они предлагают нам подъехать на их машине до Пряжи, там связь есть, и уже оттуда решать все вопросы. Запираем свою машину и едем с отзывчивыми людьми до заправки в начале пос. Пряжа. Там есть кафе, можно укрыться от идущего дождя, есть интернет и связь. В кафе нам дают карточку с телефоном эвакуатора. Звоним. Эвакуаторщик говорит, что он в Петрозаводске и сможет приехать примерно через час. И чтобы мы решили, куда нас вести. Сначала мы думали сразу искать мастерские, но потом поняли, что мы окажемся в Петрозаводске к вечеру и более правильным решением было бы найти гостиницу с парковкой, а все остальные вопросы решать уже утром.

Пока ждем эвакуатор, Андрей дозванивается до прежнего владельца машины, обрисовывает ситуацию и получает ответ, что скорее всего закисли провода, которые идут к стартеру. Надо их просто почистить и все будет в порядке. Говорит, что у него пару раз такое было. Объясняет, как до этих проводов добраться. Все бы хорошо, но машина в данный момент находится в 20 км от нас, так что попробовать мы ничего не можем.

Я, тем временем, нахожу гостиницу на окраине Петрозаводска и бронирую номер. Дело к вечеру - надо где-то переночевать. Да и с мастерскими в Петрозаводске будем меньше проблем, чем в небольшом поселке Пряжа.

Приезжает эвакуатор, едем к машине. Еще раз пробуем ее завести- дохлый номер. Возиться с проводами сейчас некогда, грузимся на эвакуатор, едем в Петрозаводск. По дороге водитель эвакуатора говорит, что он эту гостиницу знает, там парковка большая - проблем не будет сгрузить нашу машину, и совсем рядом - автомастерская. Но скорее всего, она уже будет закрыта, когда мы подъедем. Но это не важно, главное, что нам повезло найти гостиницу рядом с автомастерской. Бывает же такое!

Примерно в 17-50 подъезжаем к гостинице «Корал», сгружаем машину. Андрей бежит в автомастерскую, там еще кто-то из мастеров есть, но они уже работу закончили и предлагают подойти завтра.

Заселяемся в гостиницу. Ужинаем бутербродами с чаем. Ложимся спать. Утро вечера мудренее. Тем более, что на улице дождь идет и сейчас пытаться разобраться, что там с проводкой к стартеру за колесом случилось, было бы совсем не правильно.

Своим ходом проехали примерно 93 км. А сколько туда- обратно и до Петрозаводска, я считать не стала.

Но в целом ( своим ходом + эвакуатор) трек получился такой:



3-й день. 6 июля 2024. Суббота.

Утром завтракаем в гостинице и ждем пока прекратиться дождь и начнет работать автомастерская. Дождь прекращается и Андрей идет попробовать добраться до проводов и реанимировать стартер. Мастерская-то, конечно, рядом, но, во-первых, они еще не открылись, а во-вторых - большой вопрос - как туда машину с неработающим мотором в горочку к ним загнать.

Но, к счастью, номер удался. Действительно, дело оказалось в закисших проводах, и после того, как Андрей до них добрался и немного почистил - машина завелась! Но мы решаем, что все-таки заедем в автомастерскую, чтобы почистить провода как следует, чтобы больше таких фокусов не было. Тем более, что теперь подъехать к мастерам проблем нет.

В мастерской чистят провода и в 12 часов мы выезжаем. Перед тем как ехать дальше проезжаем по нескольким автомагазинам, чтобы купить предохранители для машины, которые мы не успели купить в Москве.

В 12-45 выезжаем из Петрозаводска и продолжаем наше путешествие по намеченному ранее маршруту. Теперь уже едем на стоянку на Паольеозере. Надо там встать лагерем и успокоиться. Ехать тут недалеко, поскольку большую часть пути мы проделали вчера на эвакуаторе. 😊

Сворачиваем с трассы на втором по ходу движения повороте на Гирвас, и дальше поворачиваем на лесную дорогу к озеру. Решаем, что старый аэропорт Гирвас будем смотреть завтра с утра. Сегодня суббота, народ выезжаем отдыхать и надо найти стоянку, поскольку, судя по картам, там не так много места. Доезжаем до озера в 14-30. Народу действительно полно, но отличное место найдено. Озеро, великолепный сосновый лес. Ставим лагерь на берегу, готовим еду.



Андрей лезет купаться в озере. Пьем за здоровья нашей машины.

Вроде начинают собираться тучи, но дождь попугал, но не пошел. Поздно вечером выскакиваем из палатки, чтобы полюбоваться великолепными красками заката над озером.



Почти всю ночь соседняя компания весело, но не слишком шумно, сидела у костра.

Проехали сегодня примерно 103 км.



4-й день. 7 июля 2024. Воскресенье.

Встали в 7 утра. Завтракаем, собираемся. Погода хорошая: то солнышко, то легкая облачность.

В 10-30 выезжаем. Сегодня два мероприятия - сначала надо проехаться по взлетно- посадочной полосе старого аэродрома Гирвас, а потом доехать до водопада Воицкий падун, который находится в стороне от трассы в районе пос. Надвоицы. А дальше доехать до какой-нибудь стоянки. Ехать сегодня до Плотичного озера - мало реально. Предполагаю, что на водопаде мы проведем много времени.

Подъезжаем к ныне заброшенному аэродрому Гирвас. История этого аэродрома довольно длинная, еще с 40-х годов прошлого столетия и, если кому-нибудь интересно, то почитать про этот аэродром можно, например, вот здесь: https://aviator-tour.com/tours/p8252.html . Сейчас от него сохранилась только взлетно-посадочная полоса.



Мы прокатились по полосе, которая на наше удивление находится во вполне приличном состоянии, пытаемся взлететь - не получилось 😊 и в 10 -50 возвращаемся на маршрут.

С 11 до 11-20 мы на заправке у поворота с трассы на Гирвас. Заправляемся, едим мороженое и блаженствуем на солнышке.

Дальше по трассе Кола едем до поворота на Сегежу.  Примерно в 12-10 проезжаем поворот на Медвежьегорск. Перед поворотом наконец-то находим тот скальный коридор на трассе, которым так восхищались в 2007 году. Как мы его проскакивали все последующие поездки и не замечали - остается для нас загадкой.

Примерно в 13-30 сворачиваем в сторону Сегежи, заправив машину на заправке у поворота. Заправка какая-то очень дорогая оказалась, но поскольку мы не знаем, где сможем заправиться дальше, то заливаем полный бак.

Проезжаем по краю город Сегежу и едем в сторону пос. Надвоицы. Дорога тут очень красивая, идет то через леса, то посреди водохранилищ, относящихся к системе Беломоро-Балтийского канала (ББК).

Проезжаем пос. Надвоицы, переезжаем железную дорогу ( пришлось минут 15 постоять на переезде), переезжаем через шлюз ББК и сворачиваем на грунтовую дорогу, идущую к водопаду. На дороге даже указатель стоит на водопад!

Не доехав немного до водопада, останавливаемся  на полянке, где стоит несколько машин. Дальше дорога тоже есть, но очень узкая и каменистая. Решаем дойти до водопада пешком. Осталось-то каких-то 200 метров. Но решаем пройти и проверить дорогу, поскольку понятно, что развернуться на ней нельзя, а задом ехать очень неудобно. Дошли до водопада и видим несколько хороших площадок, на которых после осмотра водопада, вполне можно будет обед устроить. Дорога для нашей машины проезжая. Главное, чтобы навстречу машина не пошла, разъехаться там очень сложно будет. Но вроде, отсюда никто ехать не собирается, хотя пара машин стоит. Андрей бежит за машиной и подъезжает к водопаду. Я собиралась в этом месте нам обед устроить, и очень хорошо, что проезд сюда оказался.

Дороги дальше вдоль реки нет, есть только пешеходная дорожка. В 14-30 мы окончательно на месте. Дальше довольно долго любуемся водопадом.



Фотографируем, снимаем на видео. Потом проходим чуть дальше по пешеходной дорожке, чтобы увидеть второй рукав реки. Там тоже явно есть водопадный участок, но смотреть его надо с другой стороны реки. Но там никаких тропинок не видно, и не понятно, насколько близко можно туда подъехать. Решаем ограничиться видом издалека.

Нагулявшись, устраиваемся на обед под шум водопада.

В 16-30 выезжаем. Я на всякий случай добегаю до того куска дороги, где уже можно разъехаться двум машинам, вижу, что никто не едет в сторону водопада, и по телефону командую Андрею, что можно ехать. Он подъезжает, я сажусь в машину, и мы едем. К сожалению, я перед тем, как уходить, забыла включить камеру, поэтому эти 200 метров дороги на видео нет. Но на низких машинах к самому водопаду лучше не ехать, лучше эти 200 метров пешочком пройти.

Дальше мы с другой стороны объезжаем Надвоицы и едем к трассе Кола по другой дороге, которая сначала обычная асфальтовая дорога, не слишком ровная, а потом вдруг неожиданно для нас становиться великолепной и ровной до самой трассы Кола. Разгадка этой отличной дороги выяснилась, когда мы проехали мимо огромного комплекса Ондской ГЭС на реке Онда.

Дальше мы снова на трассе Кола. Решаем, что мы поедем ночевать в знакомое нам место - гостиницу- кемпинг «Выг» в дер. Выгостров (это в сторону Беломорска, недалеко от знаменитых теперь беломорских петроглифов). Если мест в гостинице не будет, мы прекрасно там с палаткой встанем. До озера Плотичное еще довольно далеко, туда мы завтра доберемся. Помним главный девиз этой поездки - мы никуда не торопимся.

В 18 часов мы в Выгострове. Оказалось, что даже есть свободные номера в гостинице. Вот и прекрасно. Заселяемся, идем ужинать в их кафе. Заряжаем все телефоны и прочие устройства. К сожалению, (или к счастью) интернета в гостинице нет. Даже мобильного. Так что, принимаем горячий душ и укладываемся спать

Проехали сегодня 310 км. Посмотрели старый аэродром Гирвас и водопад Воицкий падун. На сегодня достаточно.



5-й день. 8 июля 2024. Понедельник.

Утро в гостинице. Завтракаем в кафе при гостинице. Качаемся на качелях,



собираем вещи в номере гостиницы и в 10-25 выезжаем. Когда мы выезжали, то слышали какую-то сирену. И когда подъехали к мосту около Выгостровской ГЭС, то видим, что весь берег ниже ГЭС залит водой. Оказывается, что  сирена -это было предупреждение, что сейчас будет сброс воды с ГЭС. Первый раз за несколько посещений этих мест мы видим, как все камни около реки Нижний Выг оказались под водой. Там, правда, люди редко гуляют, но зрелище - не слабое. Поснимав такое явление на видео едем дальше. В 11 часов мы снова на трассе Кола. Но дальше мы попадаем на ремонтный участок дороги до самого поворота на Кемь. Едем очень медленно, но многих местах дорога односторонняя, с временными светофорами. Едем и радуемся, что не поехали сюда вчера. Правильное оказалось решение - не торопиться.

В 12-30 заправляемся на повороте на Кемь. Дальше движение более-менее нормальное.

В 15-30 мы уже на озере Плотичное. Останавливаемся, пьем чай с бутербродами, ставим большую спальную палатку, чтобы забить место (народу на озере не мало, а могут и еще подъехать),  и Андрей едет на заправку около поворота на Лоухи (это примерно в 4 км дальше по трассе) залить все канистры, чтобы не заниматься этим в Мурманске. Канистры с бензином нам понадобятся через день, когда начнется наш вояж по Рыбачьему и Среднему.

Андрей при возвращении чуть было не проскочил поворот к озеру, поскольку рядом работали дорожники. Но, к счастью, во-время опомнился и все-таки вернулся  на стоянку без мотания туда-сюда по дороге.

Доустанавливаем лагерь,ужинаем, любуемся озером.





Завтра - финальный рывок до Титовки. Там мы собираемся ночевать или в гостинице (если будут места), или около водопада на Титовке. Но лучше бы в гостинице, чтобы не тратить время на сборы лагеря утром. Водопад на Титовке мы уже два раза видели и в этот раз туда подходить не собираемся.

Проехали сегодня 245 км.



6-й день. 9 июля 2024. Вторник.

Встаем рано, я -в 6-30, Андрей в 7 утра. Завтракаем, начинаем собираться. Андрей идет купаться в озеро. Продолжаем сборы. Проходит короткий дождь, который немного намочил сухую палатку. Поскольку тучи кругом ходят, то приходится резко ускорять сборы, чтобы все не оказалось мокрым.

В 9-55 выезжаем, заезжаем на заправку около поворота на Лоухи, заправляем полный бак. И дальше - гоним по трассе. Сегодня надо проехать довольно много, да еще и в Мурманске в магазин зайти, так что особо расслабляться не стоит.

На известной нам с прежних поездок по этой трассе стоянке останавливаемся на обед, съехав к озеру Имандра. Стоянка для ночевки там не очень хорошая, а для обеда - вполне сойдет. С 12-30 до 13-45 обедаем и любуемся озером и приближающимися черными дождевыми тучами.



Нам повезло, пообедать и собраться мы успели до дождя, но на трассе нас накрывает сильным дождем.

В 14-10 еще одна заправка на повороте на Мончегорск и снова едем под проливным дождем в сторону Мурманска. Я уже представляю себе, как мы всё время поездки по Рыбачьему и Среднему будем воевать с дождями. Но, чем ближе мы к Мурманску, тем лучше становится погода.

С 17 до 17-50 мы в Мурманске: магазин с дозакупкой продуктов, заправка до полного бака, и мы выезжаем в сторону Титовки.

По дороги - уже солнце во всю светит и как будто бы не было никаких дождей. Погода прекрасная, виды кругом великолепные.

В 19-15, проехав погранпост перед Титовкой, мы уже около гостиницы и кафе. Погранцы нас предупредили, что если мы собираемся ехать дальше по трассе, то надо у них отметиться, но мы ответили, что дальше мы ехать не собираемся, а собираемся погулять по Рыбачьему.

В гостинице оказались свободные комнаты, и, хотя цена для такой гостиницы (гостиницей ее можно назвать очень условно - скорее я бы назвала это общагой) была слишком большой, мы все-таки решили в ней остановиться. Кстати, хозяева гостиницы сказали, что уже строиться большая хорошая гостиница за этим сараем и скоро тут будет - просто красота. Действительно - за  зданием этой старенькой гостиницы уже построен фундамент и ведутся строительные работы. И еще одно новшество - наконец-то здесь открыта заправка. Правда, в наличии только дизельное топливо и 95-й бензин. 92-й даже не предусмотрен. Решили не заправляться, хотя и можно было бы. Часть бензина от заправки в Мурманске мы уже сожгли за 100 км дороги до Титовки. Заранее скажу, что потом мы об этом пожалели. Хотя бензина нам и хватило, но, если бы мы решили на Рыбачьем проехать немного дальше от Скорбеевкой губы, то могли бы быть проблемы с бензином. Но появление заправки в Титовке - это просто замечательно.

Заселяемся в гостиницу, ужинаем в кафе, получаем разрешение на посещение национального парка Рыбачий по QR коду прямо около кафе. В Титовке прекрасно интернет от МТС работает. Про разрешение и по поводу оплаты (оплата нас , как пенсионеров, не касалась) я, пожалуй, в конце расскажу. Если коротко - то я не поняла, за что с людей деньги берут за посещение. Но подробней об этом - после рассказа как мы там поездили.

Завтра начинается основная часть нашего путешествия - по полуостровам Рыбачий и Средний.

Сегодня проехали примерно 485 км.



Продолжение  здесь:

Фотографии по этой части поездки можно посмотреть здесь:


Кольский 2024. 1. Путь на север


39 new items · Album by Мария Данилова

photos.app.goo.gl

А фильм по этой части поездки здесь:

image Click to view

Аэродром Гирвас, Воицкий падун, Кольский 2024

Previous post Next post
Up