Процесс туристического грехопадения,
или как мы модернизировали наш туристический быт в автопутешествиях.
Когда мы были молодыми и шустрыми, то очень много ходили в туристические походы. Походы были самыми разными, поскольку хотелось попробовать всё: горные походы, водные похода (байдарки, потом катамараны), зимние походы. И весь походный быт был строго ограничен вместимостью и тяжестью рюкзака, который надо было тащить на себе.
Палатка, в которую народ набивался как сельди в бочку, костровое ( в зимних походах позже бензиновый примус - знаменитый тогда «Шмель»), каны, посуда, кусок полиэтилена, из которого делался стол прямо на земле, продукты. И личные вещи, которые тоже брались по минимуму. И всё! Так мы ходили долгие годы.
Но время неумолимо шло, и мы не молодели. Увы! И мы понимали, что с рюкзаком мы уже далеко не уйдем. А машины у нас уже появились. И стало понятно, что надо пробовать переходить на автотуризм. В режиме: едем до интересных мест и ходим в окрестности стоянки машины. А с рюкзаком, если есть рядом интересный объект, отходим от машины не больше, чем на 3-5 дней.
И тут оно и началось…. «Первая ласточка» в походном оборудовании появилась, когда Андрей со своим другом поехали на машине в Норвегию на две недели. Друг подарил Андрею складной стол со складными табуретками. Слышали бы вы, как возмущался Андрей! Какой такой стол!? Мы же туристы - можем и на травке пообедать!
Но возмущение длилось ровно до первой обеденной остановки, когда вдруг пришло понимание, что это очень УДОБНО!!! И что в машине можно вести гораздо больше вещей, чем, когда ты их тащишь на себе. И можно около машины поставить столик, закипятить на нем на примусе воду, приготовить еду, и сидя за столом на стульчиках, с приятственностью поесть. Да, газовый примус тогда у нас тоже уже появился. Но кастрюльки были обычные кухонные.
С 2007 года мы уже постоянно каждый год начали ездить летом на машине. Сначала это был Кольский полуостров. Любимый Кольский полуостров, на котором мы неоднократно бывали в молодости в пеших и лыжных маршрутах. И Карелия - по дороге на Кольский. Ездили мы первое время втроем: я, Андрей и младшая дочь Андрея. А транспортным средством в те годы у нас была «пятнашка» с газовым оборудованием, в которой половину багажника занимал газовый баллон. Стало ясно, что надо покупать верхний багажник - торпеду, в которую можно засунуть часть вещей. И еще, что нужен легкий большой тент, куда под дождем можно поставить столик со стульями. Маленькая палатка, в которую мы влезали втроем, у нас уже была. Палатка прекрасная, которую шила питерская фирма «Хоббит» моего давнего знакомого. Было все равно тесновато, но ехать было можно. Тент обычно ставился так, что закрывал часть палатки и оставалось место для стола. Из соображения, чтобы в случае дождя из палатки не выходить сразу под дождь.
Итак, первый этап оборудования для лагеря и передвижения: верхний багажник, палатка, столик со стульями, два газовых примуса и тент.
Втроем мы ездили два года. Дополнительно был куплен набор кастрюлек для примуса.
Потом Марина подросла, обзавелась молодым человеком ( позже он стал ее мужем) и ездить с нами перестала. Мы продолжили путешествовать вдвоем с Андреем.И поскольку вдвоем в палатке стало попросторнее, мы купили себе большой надувной матрас и насос для него, чтобы надувать матрас прямо от прикуривателя машины. До этого мы спали на ковриках, которые у нас уже давно были.
Правда эта фотография с матрасом уже в новой палатке, о которой речь пойдет позднее, но матрас тот же самый!Дальше было несколько походов двумя машинами: наша и машина наших друзей. И мы почувствовали, что пользоваться примусами не очень удобно. И купили себе походную газовую плиту, сначала с 5-ти литровым баллоном, а потом стали брать 10-ти литровый баллон, которого хватало на месяц путешествия. Примусы при этом мы с собой продолжали брать: для коротких пеших выходов, а иногда на них готовили во время обеденной остановки.
Еще для плиты прикупили очень удобный чайник, чтобы не наливать в кружки из кастрюли. Так гораздо удобнее! И небольшие кресла, чтобы можно было удобно на них сидеть после длительного движения на машине.
Но вот наступил момент, когда я сказала Андрею: «Слушай! Мне стало очень неудобно сидеть «в позе орла» в кустах. Колени плохо гнутся. И вообще! Надо что-то придумать». Порылась на просторах интернета и нашла вот такое замечательное приспособление: И специальную палатку с нему, чтобы удобно было этим приспособлением пользоваться в тех местах, где может быть толпа туристов
Выглядит это так:
Под стульчаком копается ямка, которая после использования устройства. закапывается. А поскольку мы подолгу в одном месте никогда не стоим, то большая ямка не нужна.
И наш лагерь стал выглядеть так:
А дальше захотелось приобрести большую палатку, в которой можно стоять в полный рост. И на следующий год мы уже едем с большой, удобной палаткой с большим тамбуром, в котором можно даже плиту поставить, если ветер сильный и готовить не удобно. И удобные кресла, в которых можно развалиться в свое удовольствие вечерком. В сильный ветер для палатки пришлось придумывать дополнительные укрепления самых длинных дуг, но пока она у нас выдержала довольно сильные ветра на побережье и в горах.
Маленькую старую палатку при этом мы все равно возим с собой для выходов в горы на несколько дней.
Вроде все уже стало удобным для автопутешествия. Но, нет! В Норвегии мы попали на площадку, где нашим туалетом пользоваться оказалось невозможно. Гравийная площадка, где стояли кемперы, и выкопать ямку там просто невозможно. Да и вокруг местность каменистая. С большими приключениями вышли из сложившейся ситуации, но было очень неудобно. А мы уже привыкаем к путешествиям с удобствами во всем.
Долго думали, как можно выйти из этой ситуации, и в конце- концов следующей зимой приобретаем маленький биотуалет. В весеннем выезде на природу его опробуем и остаемся очень довольными. В Норвегии, куда мы снова собираемся ехать, проблем с выливанием биотуалета нет - там полно мест для слива с кемперов.
Сначала продолжаем возить с собой палатку для биотуалета.
А потом понимаем, что даже удобнее размещать его прямо под тентом палатки. Ночью не надо никуда на улицу выскакивать, особенно, если дождь идет. Да и палатку лишнюю таскать с собой не надо.
Еще маленькая деталь - покупаем очень удобный умывальник для лагеря. У нас был с собой походный душ, но им как умывальником пользоваться было неудобно. А теперь вот так!
А если деревьев нет, то его можно на складную табуретку поставить. Тоже нормально. Про складные пластиковые табуретки я не писала, но они уже давно с нами путешествуют. Очень удобно и места почти не занимают!
В общем, жизнь налаживается. Но!
Тут встает вопрос с тентом от дождя. Мы продолжаем возить с собой наш старый большой тент,
и используем дополнительно на обеденных стоянках второй тент, который мы подвязываем сзади машины или сбоку. Или над скамейкой, на которой собираемся обедать.
Но времени это занимает немеряно. Особенной под дождем. И мы с завистью смотрим на тенты-маркизы у кемперов.
Как они быстро свои «маркизы» выдвигают!
Решено! Ищем маркизы для легковых машин! И находим! Пробный выезд на Оку.
При необходимости можно еще и дополнительно наш тент сбоку подвязать! И маркиза ставится за пару минут!
И вот мы уже в пути с этим новым приспособлением!
И от солнца тоже очень удобно! И от дождя! Всё прекрасно!
Но наш старый испытанный временем большой тент мы продолжаем возить с собой. Ставим иногда его на стоянках, если не удается поставить палатку рядом с машиной.
Но нет предела совершенству! Путешествуя по Норвегии, мы несколько раз уезжали с очень интересных мест, где хотелось бы остаться подольше, но места под палатку там категорически не было. Но были гравийные или того хуже асфальтовые стоянки, где распрекрасно ночевали кемперы. Вот бы и нам так!
Мы знали, что под тент-маркизу есть еще и палатки. Решаем купить такую палатку, чтобы можно было останавливаться на таких площадках. Пол у нее пристегивается, матрас у нас хороший. Ковид, зараза, не пускает нас в Норвегию, но ведь когда-нибудь он закончится!
Снова пробный весенний выезд!
Ночевать мы в ней не стали, но вечерком с удовольствием посидели внутри, слушая, как беснуются за сеткой комары.
И готовить в ней очень удобно, если ветер дует.
Летом в Карелию берем ее с собой, решив, что опробуем где-нибудь и переночевать в ней. Пробуем!
Оказалось, что ночевать в ней вполне себе удобно. В палатке, конечно, лучше, но в случае необходимости, вполне сойдет.
Но оказалось, что кроме того, из нее очень удобно сделать кухню-столовую. Это получилось чисто случайно. Был ветер, я предложила поставить эту палатку для ночевки, но предварительно в ней приготовить ужин и поужинать. А потом стало так неохота все это убирать и стелить там постель, что мы все-таки поставили рядом палатку, а это сооружение оставили в виде кухни-столовой. Как же приятно утром встать, вылезти из палатки, перейти в готовую уже кухню-столовую и там позавтракать!
Так что не зря мы ее покупали. Она вполне и у нас в стране пригодилась.
Вот такой лагерь у нас получился!
Должна отметить, что с таким набором различным удобств мы без проблем ездим по дорогам и гуляем почти месяц, не уставая жить на природе в палатке, и лишь пару раз за месяц встаем в кемпингах в домиках. А то и без домиков обходимся. И, если раньше бывало, что к концу месяца уже хотелось домой, то сейчас на последней стоянке с грустью думаешь, что хочется ехать дальше и совсем не хочется возвращаться в цивилизацию. И что от палаточный жизни совсем не устали.
На этом пока всё.
Вроде всё уже есть и мы мало чем отличаемся от путешественников на кемпере. Не думаю, что мы когда-нибудь будем брать кемпер для путешествий. Во-первых, мы любим на природе спать в палатке. Во-вторых, на легковой машине передвигаться быстрее. И в третьих, в Норвегии полно очень интересных дорог, на которых движение на кемперах запрещено. А на легковой машине - пожалуйста! Когда-нибудь ковид закончится, границы откроются, и мы туда рванем со всем этим барахлом.
Мне только одно интересно, мы на этом остановимся или еще что-нибудь придумаем, что нам совершенно необходимо для автопутешествия? 😊