По единому мнению экспертов, в 2011 году на российском авторынке сформировалось несколько новых тенденций. Одна из них - возрастающая роль вторичного рынка. В 2008 году треть покупателей автомобилей использовала собственные финансовые ресурсы, еще треть - кредитные, 25% рассчитывали на продажу имеющегося авто. Сегодня же большинство людей продают машину, добавляют к ней либо свои деньги, либо берут кредит, и приобретают новую. Вывод - для рынка новых автомобилей жизненно необходим вторичный рынок: наличие у человека автомобиля гарантирует дилерам хорошую жизнь в будущем.
Однако пока динамика вторичного рынка сильно уступает первичному. Как ни странно, сами владельцы подержанных автомобилей не слишком заинтересованы в сдаче своего авто в трейд-ин салона. Дилеры выкупают б/у автомобили с дисконтом 5-7 % от среднерыночной цены. Люди предпочитают потратить свое личное время, но продать автомобиль самостоятельно и подороже. Дополнительную неразбериху вносит тот факт, что в объявлениях о продаже автомобилей указывается цена, за которую автовладелец лишь мечтает продать, а при реальном торге он готов сделать существенную скидку.
Банки сделают доброе дело, если разработают программы приобретения подержанных машин. Тем не менее, эксперты полагают, что доля продаж подержанных автомобилей у автодилеров будет расти, сегмент становится для них одним из приоритетных. Это соответствует общемировому тренду. Достаточно большую долю в бизнесе и американских, и европейских дилеров занимают подержанные машины. Не секрет, что маржинальность продаж б/у автомобилей значительно выше, чем новых.
Наряду с автодилерами, лизинговые компании сегодня также предлагают свои услуги по покупке автомобилей «с пробегом» - как легковых, так и спецтехники. Но пока на рынке лизинговых услуг отношение к б/у автотехнике осторожное, как и у автодилеров. По словам специалистов УРАЛЛИЗИНГА, подержанная техника в лизинг передается, однако объемы сделок небольшие - в общем объеме на сегодня не превышает 1%.
«Лизинг б/у автомобилей востребован, но в большей мере это относится к тяжелой грузовой технике - магистральным тягачам, сцепкам, самосвалам. Есть единичный спрос и на б/у легковые автомобили», - рассказывает ведущий специалист УРАЛЛИЗИНГ Виктор Домаренко.
Основной причиной сложившейся ситуации стал налог на добавленную стоимость. В большинстве своем, автомобили с пробегом продаются без НДС, а лизинговые компании работают именно с этим налогом. То есть, покупая б/у автомобиль, например, с ценником в 1 000 000 рублей, передать его по договору лизинга компания сможет, уплатив НДС в размере 18%. Получается, что первоначальная цена автомобиля вырастет до суммы уже в 1 180 000 рублей. Таким образом, переплата для клиента становится слишком существенной.
«Особенно остро эта проблема касается легковых автомобилей. Спрос есть, предложения практически нет. Меньше это касается грузовых автомобилей, которые, в большинстве своем, были в собственности юридических лиц, работающих с НДС и соответственно реализующих подержанную технику с НДС», - добавил Виктор Домаренко.
Трудной задачей становится подбор подходящего автомобиля, ведь необходимо, чтобы был включен НДС. Далее этапы идентичны лизингу новой техники - обращение в лизинговую компанию, предоставление документов, соответственно, эксперты готовят договоры, предлагают варианты страхования имущества. Основным ориентиром является возраст автомобиля, поскольку именно от него зависит и аванс, и срок лизинга. В среднем, в течение первых 2-х лет новый автомобиль теряет до 35% своей стоимости, но за двухгодичный период не происходит существенного ухудшения его технических характеристик. Поэтому и предлагается лизинг автомобилей со сроком эксплуатации 1-3 года. Приведем общую схему условий лизинга б/у автомобилей:
Возраст автомобиля: до 3х лет (по ПТС)
По легковым автомобилям: аванс от 20%, срок лизинга от 13 до 36 месяцев
По остальной технике: аванс от 30%, срок лизинга от 13 до 36-ти месяцев
При условии более «возрастной» техники все условия индивидуальные.
И еще - в отличие от продажи нового автомобиля в лизинг поставщиком б/у техники может быть и неофициальный автодилер. Более того, возможна даже покупка и у физических лиц.
«Для лизинговых компаний в приоритете рынок новой техники. Меньше рисков, отлаженная работа с поставщиками, понятные гарантии. В ближайшее время каких-либо существенных изменений в этом направлении не ожидается», - уточнил Виктор Домаренко.
В общем, сейчас многие лизинговые компании понемногу работают с б/у автомобилями, а также предлагают купить в лизинг машины из числа лизингового конфиската, т.е. изъятые у клиентов из-за неисполнения обязательств по заключённым сделкам. Причем реализация конфискованных автомобилей происходит со 100-процентной оплатой.
Эксперты утверждают, что до очередного экономического кризиса лизинг б/у автомобилей не будет более востребован, чем сейчас. Ситуация может измениться к лучшему при внесении необходимых поправок в Налоговый кодекс.
«Необходимы изменения в Налоговом кодексе по вопросу НДС машин, эксплуатируемых физ. лицами, так как, по сути, этот НДС они уплачивают при первоначальной покупке, а при продаже передать его не могут, в результате - НДС уплачивается повторно», - уточнил Виктор Домаренко.