Я знаю, как лучше...

Apr 14, 2010 00:06

Сейчас много кипиша по поводу изменений в системе образования. Но что там на самом деле мутится, я оценивать не берусь. А вот насчет уже существующей (существовавшей) советской системы образования, у меня есть вполне четкая оценка: эта система для государства вредная. Как там для человека - это спорный вопрос, но для государства разрушительна. Я - продукт этой системы, и на этих правах у меня есть теория, которая объясняет, почему в стране, где все знания были бесплатными (а значит, общедоступными), живет столько воинствующих невеж. А, проще сказать, дураков без дорог.

Вкратце. Нам преподавали всё: химию, физику, астрономию, биологию, историю, географию, даже пение. Чуть не забыл уроки труда - я умею делать табуретку. Это важно. Хотя, постойте-ка, если меня сейчас озадачить действительно сколотить ее, думаю, я облажаюсь. Поэтому начет табуретки надо выразиться как-нибудь аккуратнее. Скажем так, из уроков труда я знаю, как делать табуретку… Впрочем, и это вранье. По чести сказать, процесс ее изготовления вспоминается плохо.

Вывод из этого неважный: получается, что я только лишь умею думать, что знаю, как сделать табуретку. Потому что единственное, что я помню на самом деле - это пятерку в дневнике за свою корявую поделку. Знаете, почему? Мне тогда на уроке была до фонаря эта табуретка! Меня привели и сказали: делай. Ну дитятко сделал и забил. А государство посчитало, что оно в тот день передало мне новое знание.

Нужно ли проводить параллели с уроками химии, физики, астрономии, биологии, истории, географии, даже пения? Чуть не забыл уроки ОБЖ (бывшие НВП). Нам бубнили эти дисциплины, мы зубрили из-под палки и забывали всё на следующее утро после зачета. Однако кое-что в голове оставалось: убежденность, что географию я знаю на твердую четверку, а геометрию вообще люблю и только училка, дура, занизила балл и т.д.

И всё-то мы знаем, обо всём-то у нас есть представление, во всём-то мы разбираемся… То есть, проще говоря, мы все знаем, как правильно делать дороги, но правильных дорог у нас нет. В масштабе страны это катастрофа. Школа выпускала толпы умников, которые нахватались «верхушек» от фундаментальных знаний (зато от всех наук сразу) и вышли в мир с иллюзией, что имеют о нем всестороннее представление.

И вот водители и секретарши у нас на предприятиях - это самые умные люди: их голоса громче всех. Афористичные кухарки спорят, как управлять государством. Спроси любого пиарщика, кто организовал взрывы в московском метро, получишь готовый ответ сходу - спецслужбы! Обама ли, Меркель, Ким Чен Ир - на всех у русского (да еще советского) человека найдется своя оценка. Готовая, однозначная.

Это абсолютно неуправляемый народ. В смысле, не НАправляемый. С ним невозможно куда-то двигаться. Это лебедь, рак и щука помноженные на миллионы - броуновские молекулы. Вопросы личной компетентности, персональной репутации и общего законопослушания всплывают в разговоре только когда разговор зовется спором, а вспомнивший эти понятия человек просто машет «стягами» перед носом собеседника, чтобы тупо доказать правоту. Каждый из нас в отдельности сам себе эксперт, святоша и депутат. Каждый из школы вынес в жизнь роковую иллюзию: «Я. Знаю. Как. Лучше».
Previous post Next post
Up