О моем
личном опыте получения прав я уже писала. Но решила сделать более краткий и ёмкий пост с полезной информацией, с мимимумом мыслей по древу.
Всех ведь обычно больше всего интересует, с чего начинать и сколько стоит :)
Введение:
Права полученные в странах не ЕU/EEA действительны в течение 1 года с момента регистрации в Швеции. После этого они теряют ликвидность и необходимо получать местные.
Обладатели прав из ЕU/EEA их просто меняют, остальные - сдают экзамен.
Поскольку проверки редки, есть люди, которые годами ездят по российским или украинским правам и в ус не дуют. Но если поймают, то - штраф, и если вы ездили без прав долго, могут помимо штрафа также ввести бан на вождение на год-другой. Неприятно.
Свод правил о валидности иностранных прав -
здесь.
Главный портал страны по водительским правам -
здесь.
С чего начать?
Если вы опытный водитель, вам нужно будет только оплатить обязательные взносы, пройти теорию и практику рисков вождения и сдать экзамен.
Но я бы рекомендовала все-таки взять 1-2 лекции с инструктором здесь, даже если у вас водительский стаж 30 лет. На экзамене особые требования, плюс есть отличия в том, как водят в СНГ, и как водят в Швеции. Будет досадно завалить экзамен потому что вы не знали об экологическом вождении, например.
Сдать теорию без прочтения местных книг по вождению тоже малореально. Есть целые разделы вопросов, которые в СНГ не преподают, например экология и статистика.
О стоимости подробно ниже.
Если вы новичок, то помимо обязательных платежей и теории риска вам также необходимо иметь бюджет, собственно, на обучение вождению.
Теорию учим сами по книжкам, есть на английском и даже на русском.
Сдавать теорию и практику тоже можно на разных языках, включая английский и русский.
Учиться водить можно:
- в официальных школах вождения
- с частными инструкторами - это немного дешевле
- с кем угодно, кто имеет шведские права более 5 лет, хоть с соседом, при условии, что вы оба пройдете обязательный тренинг за отдельную плату (415 крон по кругу на двоих)
Итак,
Обязательные платежи:
проверка зрения - 150 крон (делается в любом магазине оптики, где есть спецкабинет)
разрешение на получение прав - 250 крон
риски вождения (теория) - 700 крон
риски вождения на скользкой дороге (практика) - 2000 крон
фото на права - 80 крон
экзамен по теории - 350 крон
экзамен по вождению - 800 крон
аренда машины с двойными педалями для экзамена по вождению - 400 крон
изготовление прав - 150 крон
То есть если вы опытный водитель и все сдаете с первого раза, ваши минимальные расходы на получение шведских прав составят - 4 880 крон.
Дополнительные платежи:
вводный курс для вас и того, кто вас будет учить в частном порядке, если вы не идете в школу вождения - 350 крон
разрешение на обучение вас вождению для частного лица - 65 крон
пакет книг по теории - 700 крон
лекции по вождению в школе в Стокгольме - в среднем 620 крон за 40 минут
(количество лекций, которое вам понадобится сложно предсказать, мне вот понадобилось 22)
доступ к
базе теоретических вопросов, чтобы потренироваться перед экзаменом по теории - 600 крон
Учиться можно на механику или на автомат. Учтите, что если вы сдаете экзамен на автомат, в правах это будет указано и водить механику вы не сможете.
Экзамен по теории можно сдавать только после того, как вы прошли оба курса по рискам вождения.
Он состоит из 65 вопросов, правильно ответить нужно минимум на 52 из них.
Срок "годности" этого экзамена - всего 2 месяца, поэтому нужно сразу бронировать и экзамен по вождению.
Если вы не сдадите практику с большой долей вероятности теорию тоже прийдется пересдавать за дополнительный тариф, т.к. она скорее всего истечет, пока вы сможете забронировать новый экзамен по практике - очереди имеют место.
Бронировать день и время для сдачи экзаменов по теории и практике нужно на
сайте Управления транспортом.
Полезные ссылки:
1) в изучении теории мне очень помог сайт
http://korkortonline.se/очень многие вопросы в теории были переформулированной копией вопросов в сайта
2) а в подготовке к практике очень помогло почитать вот это
http://www.klarauppkorningen.nu/vanligastefelen.htm