Вчера мою френдленту и Facebook разорвали дискуссии на тему
статьи BBC о шведском детском садике, в котором сознательно не заостряют внимание на поле ребенка и обращаются со всеми на равных основаниях. Мои наблюдения за бурными дискуссиями дали мне понять, что 90% аудитории, которая живет в Швеции, отнеслись к вопросу лояльно. И почти вся аудитория, которая живет за пределами страны, отнеслась резко негативно. В лучшем случае звучали формулировки "у них там пусть стоит, а я бы своего не отдала".
Рассказать, что по этому поводу думаю лично я в коротком комментарии невозможно, поэтому много букв я перенесла в собственный жж.
Мне показалось, что вышеозначенное распределение мнений связано в частности с тем, что большинство респондентов не знают исходных условий и статью тоже не читали, а среагировали скорее на пассаж о "двух приятелях-жирафах, которые очень страдают от того, что не могут завести собственных детей". Поэтому прежде чем я начну излагать свою точку зрения, несколько фактов, погружающих моих читателей, живущих за пределами северного королевства, в местные особенности гендерных раскладов.
Вопрос равенства полов в Швеции крайне актуален, если не возведен в культ. И это не только на уровне ментальности или условностей, это на уровне конкретных действий и законодательства. Вот только несколько примеров:
- шведские мужчины уходят в декрет на равне с женщинами, это обязательно, и это определено законом
- девочки занимаются различными легкоатлетическими нагрузками, в частности футболом, на равне в мальчиками, встретить на улице 5-15-летнюю девочку в футбольной форме можно раз 20 за день
- в офисах и госучреждениях в отделах всячески стараются держать равное количество сотрудников обоих полов, насколько это возможно. То есть если в отделе 6 мужчин, 3 женщины, и открылась вакансия - будут стараться заполнить ее именно женщиной, чтобы количество сравнялось... Отсюда куча женщин-полицейских, пожарников и прочее. Воспитатели-мужчины в детских садах тоже не редкость. В ближайшем ко мне Монтессори, например, 2 или 3, не помню точно, воспитателя.
- в продаже, конечно, есть немеряно одежды розового цвета или футболок со спайдерменом, но в то же время обществом очень поощряется незаострение внимания на поле, то есть мальчик, который носит резиновые сапоги с белоснежкой или девочка в куртке с Молнией МакКвином не есть диковина - это сплошь и рядом. Хотя все-равно розовых девочек и синих мальчиков больше.
- оформлять однополые браки в Швеции разрешено еще с 90-х годов, а с 2009 их можно регистрировать в церкви. Таким парам также можно иметь детей, как своих, так и усыновленных.
- ну и частность: вот только сегодня на уроке шведского слушали аудио к тексту из обычного учебника, в нем жещина рассказывала про свою жену и собаку.
- в большинстве шведских садиков и так уже давно никто не поощряет подчеркнутого разделения, скажем, игрушек или игр на "для девочек" и "для мальчиков". Если ребенок хочет "варить еду" или нянчить куклу, равно как играть в мяч и катать паровоз, его будут поощрять в этой игре, независимо от пола. Я хочу, чтобы вы поняли правильно. Это не значит, что мальчикам подсовывают кукол, а девочек хвалят за борьбу на мечах. Девочка может быть вся в розовых рюшах с куклой наперевес, никто ничего не скажет. Это маме девочки решать, как девочка одета и какие ценности ей привиты. Но если девочка сядет попой в лужу, препарирует жука, а потом проедет по нему пожарной машинкой, никто не скажет ей: "Ай-ай-ай, ну что же ты в грязи возишься, это некрасиво, ты же девочка". Так оно в обычных садах.
И это только малая толика, я здесь не так давно и многого еще не знаю.
А теперь перейдем к той самой "Эгалии" из-за которой весь сыр бор. Надеюсь вступительное слово мое дало читателям понимание того, что при прочих равных условиях в Швеции этот садик не выглядит таким уж радикальным. В целом там все так же, как и везде, может чуть более акцентировано и подход этот вынесен в "устав". Если я правильно понимаю, тут все садики, или почти все, имеют в основе свою "мантру". То есть они должны воспитывать детей по той или иной методике: Монтессори, Вальдорф и еще миллион других. В моем саду тоже какая-то методика имени кого-то, кто пропагандирует инклюзивное воспитание. В общем свой устав есть везде.
Должна заметить, что журналисты, которые писали статью, местами намерено сгущают краски вокруг ничего. Вот например "Мальчики и девочки вместе возятся на игрушечной кухне, а в стратегической близости лежат кубики "Лего" и другие строительные материалы - это, чтобы дети не делали гендерного различия между профессиями строителя и кухарки." В нашем дестком саду лего тоже лежит рядом с пупсами и плитой и ничего стратегического в этом нет. Это просто игрушки, которые лежат рядом в игровой комнате.
Из "странностей" в саду имеют место:
- в детском саду делается особый упор на создание обстановки терпимости к гомосексуалистам, лесбиянкам, бисексуалам и трансвеститам
- К примеру, дети играют в дочки-матери, и вдруг оказывается, что все роли матерей уже разобраны, - поясняет она. - Начинается ссора, и тогда мы предлагаем, чтобы было сразу две или даже три мамы
- В детсаду сознательно не употребляют местоимений "он" или "она", вместо этого применяется особое словечко, распространенное в среде шведских феминисток и геев, которое может означать любой род.
А теперь я хотела бы вернуть вас в абзац выше, где про однополые браки и усыновленных детей. Мое мнение таково, что раз общество идет по пути борьбы за равенство полов и в нем появляются гомосексуальные пары с детьми, то в таком обществе возникает вопрос о том, чтобы люди были к таким семьям толерантны. Или как минимум знали, что такие семьи существуют. А в самих этих семьях тоже, как вы понимаете, есть острая потребность в том, чтобы дети росли в ощущении себя обычными и нормальными детьми. Вот у таких семей и есть потребность в таком садике, где детям объясняют, что два жирафа могут создать семью, что если ребенка не получается родить, его можно усыновить - и это тоже большое счастье и родной ребенок. И хорошо бы, вообще-то, если в обществе, где официально разрешены такие семьи, чтобы про "двух жирафов" рассказывали детям и мамы в гетеросексуальных семьях. Потому как факт в обществе имеет место, общество создало его самостоятельно и должно относиться к своим решениям ответственно. Можно работать над вопросом самостоятельно, а можно отдать ребенка в подобный сад - на усмотрение родителей.
Кроме того, мы все, когда появляются дети, осознанно или нет восполняем в их жизни тот момент, которого нам в нашем детстве не хватило. Мы автоматически делаем на этом акцент. Мама, которая донашивала вещи за старшей сестрой, свою дочь будет одевать с иголки и только в новое, отец с голодным детством расшибется, но накормит свое дитя отборным и лучшим. Так бывает очень часто. Вот и в этих семьях, где родителей все детство неосознанно "давили" тем, что "ты - мальчик, какая девочка в классе тебе нравится?", а мальчик думал "бля, а мне нравится Густав, что со мной не так?". Такой родитель, помня, что его давило, будет активно поддерживать политику толерантности к гомосексуальности и незаострении внимания на поле. Такой родитель спросит у своего ребенка "Кто в классе тебе нравится?". И я считаю, что ничего уж такого странного в этом нет. У всех свои тараканы, а кто без них?
Если я поняла правильно, в этом саду речь идет не о том, чтобы подавить в детях осознание своей половой принадлежности. А о том, что воспитатели будут максимально держать гендерный нейтралитет. Наличие биологических различий никто не отрицает. "По словам Райалин, главное - донести до детей, что биологические различия не означают, что "у мальчиков и девочек по определению разные интересы и способности"."
Теперь конкретно о моем взгляде на гендерное воспитаение:
- у нас, я считаю, довольно традиционная семья, поэтому мой сын сызмальства будет наблюдать картину, где папа в семье главный, папа забивает гвозди, а мама варит борщи... в основном. В то же время через несколько лет он увидит, что папа сидит с младшим/шей в декрете, а мама работает и если папа в командировке, то и гвоздь сама забьет
- мой сын иногда носит розовое и лиловое, одежды этих цветов у него не много, но достаточно, ему все-равно, а я люблю мужчин в розовом... если подрастет и скажет мне, что розовое не наденет, то будет носить то, что сам хочет
- мой сын обожает возить коляски, он возит коляски в саду, дома у него есть тачка строительная - возит ее
- когда придет время рассказывать ему про то, что такое семья, и откуда берутся дети я буду рассказывать (в зависимости от возраста будет разниться детализация), что семья - это когда двое взрослых любят друг-друга. Это могут быть две тёти, два дяди, но чаще всего это бывают тётя и дядя. Я буду рассказывать, что дети бывают из маминого живота, есть те, которых кто-то оставил, а новая семья взяла к себе, став для него родителями, а есть те, которых помогли создать врачи. И так далее.
Я очень хочу взрастить половограмотного и толерантного мужчину. Учитывая модель семьи, у него больше шансов вырасти в мужчину с традиционными представлениями. Но он должен знать, что если, условно, баба хочет валить лес, пусть себе валит, хули? Или что если ему, например, нравятся женщины, но на какой-то вечеринке, он переспит с парнем, то это эксперимент, а не позор, за который стоит себя презирать. Если мой сын окажется геем, трансвеститом и прочее, я буду его любящей мамой в любом обличье. Крест на пузе.
Глобально, ситуации, в которой женщины имеют равные права и возможности наравне с мужчинами, не так много десятилетий. И ситуация такая очень мало где воплощена. В случае с гомосексуальными семьями все еще более молодо-зелено. Поэтому еще совершенно не понятно, куда ведет этот тренд. Что будет с мужчинами, если женщины во всем мире добьются равенства. Что будет с детьми, которые выросли у двух пап или двух мам. Поэтому дискутировать на темы "не станут ли мужики массово страдать импотенцией и бесплодием, если женщины во всем мире таки добьются абсолютного равенства?" или "может ли ребенок в гомосексуальной семье вырасти обычным нормальным человеком или будет в его психике и мировосприятии что-то нарушено?" можно бесконечно долго. Все это будет основано на наших домыслах и предубеждениях. Достоверных данных нет.
Я как мама решила для себя так. Я не могу знать, насколько правильно мое решение в абсолюте, и кем будет мой ребенок, когда вырастет. Но знаю для себя, что точно не хочу, чтобы мой сын вырос с чувством презрения к половым вариациям и девиациям, или, что еще хуже, с презрением и непониманием к себе, если таковые обнаружатся у него. Я хочу чтобы он был лоялен и толерантен к многообразному миру. Поэтому я буду стараться дать ему максимум знаний по любому вопросу, который его заинтересует, или который я посчитаю важным.
Отдала ли бы я его в такой сад?
Если бы это был ближайший к моему дому сад с хорошими условиями и хорошими воспитателями - запросто. Я не думаю, что этот сад каким-то образом "испортил" бы моего ребенка. Я поняла подход "Эгалии" как "не акцентируй внимание на поле", а не как "даешь мужиковатых баб и женственных мужчин". Такой подход мне кажется нормальным, хотя лично у меня подход другой. Ребенок бы просто рос и видел разные картины мира и сам по ходу определялся со своей жизненной позицией.
У меня все.