АЛИСОМАНЫ
Алисоманы - неформальное подростково-молодежное движение, возникшее из фанатов рок-групы
«Алиса».
Историю развития движения алисоманов можно разделить на несколько периодов:
Алисоманы хиппи-ориентированные в составе хипповской «системы» («панфиловцы») 1984 - 1992 гг.
Период формирования субкультуры.
Панк-ориентированные алисоманы 1991 - конец 90-х. Формирование собственного движения.
Появление «правых» алисоманов, раскол движения 2000 - 2004 гг. Формирование двух ветвей
движения: «правых» и анархистов.
ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ АЛИСОМАНОВ В ХИППОВСКОЙ «СИСТЕМЕ» И АНАРХО-
ПАНКОВСКИЙ ПЕРИОД
Группа «Алиса» появилась в 1983 году. В 1984 года в «Алису» пришел Константин Панфилов
(творческий псевдоним - «Кинчев»).
К концу 80-х годов фанаты группы «Алиса» именовались «панфиловцами». Однако, в дальнейшем,
большее распространение получило название «алисоманы».
Песни «Алисы» имели в тот период протестно-анархическую направленность.
Число поклонников «Алисы» постепенно растет, они формируют свои группы в составе хипповской
«системы».
22 ноября 1987 года ленинградская газета «Смена» обрушила на Кинчева обвинения в злостном
хулиганстве (ст. 206, ч.2 УК РСФСР) и в фашизме. В тот период это не соответствовало действительности.
Газета публично извинилась, возобновились концерты.
До 1991 года алисоманы появлялись в составе групп панков и анархистов, называя себя
«панфиловцами». Отличались от остальных они только наличием какого-либо дополнительного признака,
взятого из сценического образа Кинчева.
Движение «Алисоманов» (или «Алисаманов» - как любили писать название своего движения его
участники) заявило о себе в 1991 году.
Идея создания собственного фан-клуба «Армия «Алиса» родилась в голове самого Константина
Кинчева. Он объявил в средствах массовой информации, что создается клуб поклонников «Алисы». По
мнению инициаторов создания фан-клуба, идея объединения упала на подготовленную почву. Поклонников
по всей стране была масса, они общались между собой и давно уже были готовы объединиться.
Необходимо отметить, что «Армия «Алиса» - это формализованное объединение алисоманов. Однако
оно сыграло свою роль в формировании субкультуры и неформального движения алисоманов.
Изначально фанатам было обеспечено приобретение альбома «Шабаш» и специального билета на
посещение концертов «Алисы» в течение 1991 года. В те времена группа практически самостоятельно
организовывала свои концерты и уже абсолютно самостоятельно реализовывала альбом «Шабаш» и всю
свою продукцию (плакаты, майки, значки, банданы и т.п.). И делалось это все как раз через «Армию
«Алиса».
В 1991 году начала выходить газета «Шабаш» - совместный печатный орган группы и фан-клуба.
Издавалась газета в Туле под идейно-материальным руководством Кинчева. По чисто финансовым
причинам просуществовала газета недолго. В течение 1992 года на радиостанции Эс-Эн-Си, вещавшей на
Москву и Петербург, выходила в эфир еженедельная часовая программа «Армия «Алиса».
Крупные тусовки «алисоманов» встречались в разных районах города, в основном около станций
метро. Иногда можно было их встретить и около «Сайгона».
«Олдовых» (то есть авторитетов в силу возраста) в этой среде не возникло. Да и говорить о сколько-
нибудь глубоком осмыслении идей Константина в этой среде нельзя.
В период резкого роста агрессивности в 90-х годах и отхода от ориентации на нормы поведения
хиппи, у алисоманов появились «авторитеты» из взрослой прослойки движения.
В начале 90-х годов, с распадом хипповской «Системы», движение алисоманов быстро оказалось в
зоне влияния анархо-панковской субкультуры, став панк-ориентированным. Субкультура была чисто
фанской, агрессивной. В возникшем движении К. Кинчев рассматривался в качестве идола.
Уже к середине 90-х годов алисоманы имели те же специфические нормы нравственности и морали,
что и «уличные» (андеграудные) панки.
В одних малых контактных группах находились панки, алисоманы и киноманы. Легко происходил и
переход участников одного движения в другое. При этом, как такового, перехода не происходило: просто
декларировался переход в другую субкультуру. Внешне подобный переход мало в чем проявлялся.
Основные принципы в анархо-панковской - «левой» части движения сохранились до настоящего
времени. Появление «киноманов» - с которыми «алисоманы» раньше эпизодически вступали в конфликты
(обычно начинавшиеся со спонтанной драки между представителями движений) и «рэперов», «рэйверов» и
«кислотников», с которыми велись «боевые действия» с переменным успехом, дал движению то деятельное
наполнение времени между концертами любимой группы, которого «алисоманы» почти лишились из-за
прекращения преследования милицией «инакоодевающихся».
РАСКОЛ НА «ЛЕВЫХ» И «ПРАВЫХ» АЛИСОМАНОВ
В 1992 году Константин Панфилов (Кинчев) совершил паломничество в Иерусалим. После этого
события он перестал употреблять наркотики и решил принять православную веру. Наибольшее влияние на
принятие такого решения сыграла книга Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна
«Одолеть смуты». Умерший в ноябре 1995 года владыка Иоанн был известен националистическими
взглядами, которые подробно изложил в этой книге. Идеология последнего оказалась весьма близка к
идеологии РНЕ (Русского национального единства). Выдержки из подобных выступлений Митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна были опубликованы на сайте «АлисА» - красно-черная сотня»
http://www.rbsotnia.nm.ru/solzv102.htm в разделе «Идеология» (данный сайт был закрыт провайдером за
распространение расистских материалов).
После этого существенно изменилось содержание текстов песен «Алисы». В них начала появляться
тематика угнетения славян «басурманами».
Своим поклонникам Кинчев предложил принять православие, а несогласным - перейти в фанаты
групп «Король и Шут» или «Пилот».
В тот период подавляющая масса алисоманов не обратила внимания на капризы своего музыкального
кумира. Но часть согласилась стать бритоголовыми «православными алисоманами». Толчок к появлению
этой новой «алисоманской» атрибутики дали съемки одного из новых клипов, где фигурировали алисоманы
с бритой головой и штрих кодом на ней. На концертах Кинчева стало появляться большое количество
скинхедов.
После раскола начались гонения на «неправославных» алисоманов. Организаторами гонений
выступали мелкие группы «правых» алисоманов, объединившись с неонацистскими формированиями
«WP».
Многие концерты группы «Алиса» сопровождаются проповедями дьякона А. Кураева, именуемого К.
Кинчевым своим духовником. "Попса в небеса" - так окрестили скептики регулярные фестивали "Рок к
небу", проходящие с неизменным участием Кураева (Московские Новости от 04.02.2005). Во время этих
проповедей часто поднимается национальный вопрос. К примеру, в проповеди на акции "Поколение 2050",
где среди толпы отчетливо проглядывали группки скинхедов, Кураев заявил следующее:
«Меня печалит отсутствие православного терроризма. Если тебя бьют в самые болевые места, а ты
никак не реагируешь, то одно из двух: или ты свят - или ты мертв».
УЧАСТИЕ «ПРАВЫХ» АЛИСОМАНОВ В АКЦИЯХ НЕОНАЦИСТОВ
Самой крупной попыткой разрешения идеологического конфликта между «левыми» и «правыми»
алисоманами была организация неофашистами крупномасштабного погрома 16 ноября 2003 года у ДС
«Юбилейный» во время концерта группы «Алиса». Ожидалось от 300 до 600 погромщиков.
Предварительно некие «учения» неофашисты провели в районе Озерков, где собралось около 600
бритоголовых.
Информация о готовящемся крупномасштабном мероприятии поступила во все спецслужбы. К
«Юбилейному» были подтянуты дополнительные силы ОМОН и подразделений ОРБ и ФСБ.
На территории, прилегающей к «Юбилейному», происходили мелкие стычки алисоманов и
неонацистов. Выявление неонацистов производилось за счет отслеживания случаев фашистского приветствия, а также по фотографиям участников неонацистских формирований и лиц, группирующихся
вокруг данных формирований.
В процессе проведенных профилактических мероприятий, были выявлены группы скинхедов и скино-
хулсов с «правыми» алисоманами. В результате собеседований, проведенных с ними сотрудниками
милиции и специалистами спецслужб, было установлено, что в процессе перехвата были задержаны все
координаторы акции, которые должны были организовывать действия неофашистов. Последние ожидали
сигнала, распределившись небольшими группками по прилегающим дворам. Таким образом, погром был
сорван.
Примерно в этот же период усилились выступления скинхедов против «КиШат», к которым часть
алисоманов все-таки перешла. 24 апреля 2004 года, во время концерта группы «Король и Шут» в
Петербургском СКК, неофашисты совместно с «правыми» алисоманами повторили попытку массового
погрома. Несмотря на усиленные наряды милиции и ОМОНа, избиения «кишат» все же имели место. Были
отмечены также нападения на милиционеров с использованием подручных средств. Было задержано около
200 нападавших.
Впоследствии крупные спланированные нападения на «левых» алисоманов и «КиШат» прекратились.
Однако помощь Кинчеву в насильственном патриотическом «воцерковлении» алисоманов мелкие группы
неонацистов оказывали на каждом его концерте. Часть бритоголовых при этом использовала самодельные
приспособления для избиения.
СОСТОЯНИЕ ДВИЖЕНИЯ «АЛИСОМАНОВ» В С-ПБ НА НАЧАЛО 2007 ГОДА
В настоящее время движение алисоманов представляет собой агрессивное фанское подростково-
молодежное неформальное движение поклонников группы «Алиса», расколотое на две враждующие части:
Панк-ориентированные алисоманы, преимущественно, «левых» убеждений. Состоит, прежде всего, из
старых алисоманов, пришедших в 80 - 90-х. годах.
Национал-ориентированные «правые» алисоманы, являющиеся частью WP - сообщества.
«Правые» алисоманы являются социально-опасными.
К началу 2006 года в Санкт-Петербурге сформировались две организованные группировки «правых»
алисоманов: «Армия Алиса» («АА») и «Красно-черная сотня» («КЧС»).
Фан-клуб ''Армия Алиса'' появился в 1991 году по инициативе московско-питерских фанов и с
благословения Константина Кинчева. Клуб исправно собирал тысячи молодых людей - поклонников
''Алисы'', желающих общаться с единомышленниками и иметь больше информации о любимой группе. К
концу 90-х годов Кинчев провел массовую чистку в «Армии Алиса», полностью реорганизовав этот клуб
под свои новые воззрения.
«История КЧС берет начало в январе 2002 года, когда в одной из пивных Санкт-Петербурга
Константин Кинчев подал идею такого названия для новой организации. Данное название выбрано не
случайно - на Руси изначально существовало такое понятие, как "Черная сотня", оно восходит к Истокам
Государства Российского». (Это цитата с сайта
http://sotnya.by.ru/)
КЧС в Санкт-Петербурге имела свой сайт:
http://www.rbsotnia.nm.ru/, однако вскоре после его
открытия, сайт был закрыт провайдером за распространение расистских материалов. После этого КЧС СПб
старалась никак не проявлять себя.
В конце 2005 года была сформирована московская Дивизия КЧС.
КЧС имеет два «зеркальных» сайта:
http://sotnya.by.ru/ и
http://www.rbsotnia.nm.ru/ . На указанных
сайтах публикуются материалы, имеющие признаки экстремизма, к примеру: «Человеческое
жертвоприношение в синагоге» и «Питерского антифашиста убили бомжи, которых он кормил».
На сайте имеется форум, на котором «бойцы» московской Дивизии КЧС, уже не стесняясь, описывают
неофашистские погромы как допустимую форму деятельности.
В 2007 году на так называемом «русском марше» в Санкт-Петербурге вновь появились флаги
«Красно-черной сотни».
Внешняя атрибутика «левых» алисоманов
Алисоманы близки к панкам - не только вызывающим поведением, эпатажем общественности, но и
внешним видом: кожаные куртки («косухи»), пионерские галстуки и значки (часто на ширинке), надписи
«Алиса» и «Анархия» на одежде, соответствующие значки, анархистские символы.
На одежде часты, как и у панков, булавки.
Прическа - обычно «под Кинчева» (короткие спереди и длинные сзади волосы), соответствующий
грим, в одежде - обычно преобладание черного цвета.
От хиппи у алисоманов остались позаимствованные «фенечки» - бисерные украшения. Однако они
должны иметь цвета «Алисы»: красный и черный.
На сумках или одежде - часты цитаты из Кинчева и его фото.
Внешняя атрибутика «правых» алисоманов
Атрибутика «правых» алисоманов базируется на атрибутике «левых» алисоманов с заимствованием
элементов из субкультуры скинхедов.
Новым специфическим атрибутом стала бритая голова в стиле скинхедов. В том числе у девочек.
Однако «правые» алисоманы стесняются наголо брить голову, оставляя короткий «ежик». Помимо «косух»
в арсенале одежды появился «бомбер».
В отдельных случаях имеется церковно-православная атрибутика.
Идентификационные признаки:
Специфические признаки алисоманов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в иных
субкультурах:
• Наличие на атрибутике эмблем группы «АлисА» и/или фото Кинчева.
• Наличие атрибутики, выдержанной в цветах «Алисы»: черном и красном.
• Иные атрибуты неспецифичны. Внешняя одежда напоминает панковскую (и «киноманскую»):
высокие военные ботинки на шнуровке, узкие брюки (джинсы) черного цвета, заправленные в
ботинки (подгибание брюк, а не их заправка характерна для скинхедов), черные кожаные
куртки («косухи»).
СУММИРУЕМ СКАЗАННОЕ
• Движение алисоманов состоит из двух антагонистичных крыльев: «левых» - анархо-
панкориентированных панков и «правых» - неофашистов. Обе субкультуры 1-2 уровня
развитости. «Левые» алисоманы могут достигать 3 уровня развитости.
• Раскол движения произошел за счет изменения мировоззрения кумира движения - К.
Панфилова (Кинчева). Вновь появившееся «правое» крыло имеет признаки самостоятельного
движения. Ультраправому реформированию подверглось также формализованное
формирование фанатов «Алисы» - «Армия Алисы».
• «Правое» крыло алисоманов входит в состав «WP»- сообщества.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. На какие крылья делится движение алисоманов?
2. За счет каких причин появилось ультраправое крыло алисоманов?
3. Как внешне выглядят алисоманы?
4. Какая внешняя атрибутика имеется у представителей ультраправого крыла алисоманов?
а в каком крыле Вы? (...сейчас этот вопрос занимает меня всерьез .... %))))))))))))))))))
Периоды становления алисаманства на Руси, раскол, гонения,
хиппи, скины, анархисты, эээ....Кишата!!!! (с)
это вообще пестня))) вот нечего делать все же народу - аффтары курят чтото очень качественное :)))
ко всем - я теперь и фашист, и неофашист - или если в другом крыле панк и еще кто тотам асоциальный элемент по любэ :)))