Свершилось! Дождались! Наконец-то прогресс дошел и до нас!
1 декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2012 N 253-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", более известный как закон об «услуге MNP» (mobile number portability) или «об отмене мобильного рабства».
Уж одно словосочетание «мобильное рабство» на сайте Роспотребнадзора меня насторожило, но, обо всем по порядку.
Новые изменения установили право абонента сохранить свой абонентский номер, используемый на основании договора об оказании услуг связи, в пределах территории, определенной Правительством РФ, при условии расторжения действующего договора об оказании услуг связи, погашения задолженности по оплате услуг связи и заключения нового договора с другим оператором связи.
Перенесение (сохранение) абонентского номера будет осуществляться на платной основе (не более 100 рублей) (п. 4 ст. 44 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 г. № 253-ФЗ).
«На период с 1 декабря 2013 года по 7 апреля 2014 года установлен особый порядок по срокам начала оказания услуг связи оператором-реципиентом (п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 599).
На указанный период «оператор подвижной связи, в сеть связи которого осуществляется перенесение абонентского номера, вправе самостоятельно определить дату и время (час) начала оказания услуг подвижной связи с использованием перенесенного абонентского номера, которые указываются в договоре об оказании услуг подвижной связи, предусматривающем использование перенесенного абонентского номера. Указанная дата начала оказания услуг подвижной связи с использованием перенесенного абонентского номера не может быть определена позднее 15 апреля 2014 г.»
Однако, велика вероятность того, что на практике данная норма, на первых порах, будет работать несколько иначе. Допустим, вы, обнаружив, этот приятный подарок со стороны нашего законодателя, радостно бежите к выбранному вами новому оператору связи и просите заключить с вами договор об оказании услуг связи. На что (не сомневаюсь почти на 100%) представитель оператора связи сделает большие удивленные глаза и будет звонить в головной офис с просьбой по разъяснению этого нововведения. В головном офисе, конечно, будут знать об изменении законодательства и будут утвердительно поддакивать, а вот каким образом и в какие сроки они с вами заключат подобный договор, скорее всего, умолчат либо отделаются обещаниями, которые будут тянуться неопределенное время, пока не разберутся как работать с этим нововведением.
Согласно пунктам 48 (2) и 48 (3) Правил сохранение абонентского номера осуществляется на основании письменного заявления абонента новому оператору связи или его представителю (агенту), действующему в соответствии с пунктом 24 Правил. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные разделом II Правил, в частности, для гражданина обязательно предъявление документа, удостоверяющего личность (паспорт и т.д.).
Роспотребнадзор обращает особое внимание потребителей на изменения, внесенные в пункт 24 Правил постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 599 «О внесении изменений в Правила оказания услуг подвижной связи». Согласно новой редакции данного пункта «по договору, заключенному третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности по оказанию услуг подвижной связи и совершению иных действий, связанных с обслуживанием абонентов, возникают непосредственно у оператора связи». При этом «такое третье лицо обязано по требованию пользователя услугами подвижной связи предъявить копию документа, подтверждающего его полномочия на заключение договора от имени оператора связи».
Вышеописанное означает, что лицо, предлагающее купить у него sim-карту (по факту - заключающее договор об оказании услуг связи оператором связи), обязан иметь доверенность либо иной документ, удостоверяющий его право представлять интересы и заключать договоры от имени соответствующего оператора связи и предоставлять эту доверенность (или иной документ) по первому требованию потребителя. Потребитель, в ответ на подобную любезность, обязан оказать подобный знак внимания и предъявить такому посреднику документ, удостоверяющий личность. Без соблюдения этих условий договор об оказании услуг не может быть заключен.
Аналогичные правила действуют и для расчетов потребителей с операторами связи при участии посредников, а также для осуществления иных юридически значимых действий по обслуживанию абонентов от имени оператора связи, включая перенесение (сохранение) абонентского номера.
«Кроме письменного заявления абонента о перенесении (сохранении) абонентского номера, адресованного новому оператору связи (оператору-реципиенту, его представителю, агенту), и предусмотренных Правилами документов, дополнительных разрешений, в частности, согласия прежнего оператора связи либо федерального органа исполнительной власти в области связи на передачу абонентского номера указанному оператору связи на срок действия такого договора не требуется» - пишет на своем сайта Роспотребнадзор. С содроганием вспомнив, какого геморроя стоит восстановление sim-карты или, не дай бог, по ошибке отправленные деньги на другой телефонный номер, перечитывая эти строчки все снова и снова, аж слезы на глаза наворачиваются. Спасибо! Спасибо, что хоть в некоторых законодательных актах проскальзывают здравые мысли.
«Также следует иметь в виду, что норма пункта 6 статьи 46 Федерального закона «О связи» не устанавливает конкретный срок осуществления действий по сохранению (перенесению) абонентского номера при смене абонентом оператора связи, ссылаясь при этом на порядок организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера. В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона «О связи» требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
В соответствии с пунктом 8 Требований к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 19 ноября 2013 г. № 351, передача абонентского номера из сети связи прежнего оператора связи (оператора-донора) в сеть связи нового оператора связи (оператора-реципиента) должна быть осуществлена до даты начала оказания услуг связи оператором-реципиентом, определяемой в соответствии с Правилами.» - опять-таки цитата с сайта Роспотребнадзора. Только искренне порадовавшись строками выше, опять такое разочарование((( Т.е. приду я в салон связи, подам заявление, со всеми необходимыми документами и… и… и тишина... Я, конечно, не сомневаюсь, что у нас появятся на законодательном уровне официальные сроки, в которых будут происходить эти нехитрые действия. Но это опять вопрос времени. Каждый раз, как появляется очередное нововведение в законодательстве у меня возникает один и тот же вопрос. Почему нельзя сначала продумать механизм, а потом его уже официально издавать и реализовывать? Почему сначала надо принять норму, через 3 дня понять, что она не работает, через полгода внести изменения в нее, а еще через год отменить, как не действующую?
Сложно в нашей стране живется юристам…