Все мы знаем, что 99% американской автопромышленности составляют продукты корпораций GM, Ford и Chrysler. Но в столь фанатично любящей автомобили стране, как США, не может не быть энтузиастов, желающих реализовать свою мечту о собственной компании по их производству. Так что в оставшийся 1% объемов выпуска попадают тысячи крохотных фирм, предлагающих те или иные машины под своими марками. В этом бесконечном списке вполне заслуженно занимают одно из самых почетных мест творения Джеральда Альдена Вигерта - суперкары Vector.
Что делает Vector столь исключительным, так это рыночная ниша, для которой эти машины позиционировались: по сути, Вигерт изготовил первый американский ответ на европейскую «суперэкзотику» вроде Lamborghini и Ferrari с впечатляющими характеристиками и центральным расположением двигателя. Следующим после Vector подобный суперкар в США рискнули предложить аж в 2001 году, выпустив феноменальный Saleen S7. Собственно, даже удивительно, но до сих пор, за исключением Saleen и исключительно мелкосерийных Mosler MT900 и SSC Aero, настоящих суперкаров независимые автопроизводители в США так и не делают до сих пор - хотя в целом спрос на ультраспортивные автомобили огромен, что подтверждается нынешними рыночными успехами тех же Lamborghini, в том числе и в США. С другой стороны, ответ на этот вопрос может заключаться в словосочетании «независимые автопроизводители». В течение последних 20 лет индустрия суперкаров выросла из полукустарных мастерских с ручной сборкой в поле битвы крупнейших корпораций. Все основные европейские «экзотические» марки давно включены в состав концернов, а в Америке просто изначально специфика другая - суперкары производятся под массовыми брендами: Dodge Viper, Ford GT и Corvette Z06 весьма достойно смотрятся на фоне конкурентов. Возможно, в этом и причина столь печальной, по сути, истории Vector.
The Vector
История начинается в 1971 году, когда закончивший колледж по специальности «промышленный и транспортный дизайн» Джерри Вигерт (Gerald Alden “Jerry” Wiegert) вместе с Ли Брауном (Lee Brown) основывают в Венис, Калифорния компанию Vehicle Design Force. Первым и единственным плодом их сотрудничества стал концепт-кар The Vector, после завершения которого Ли Браун покинул компанию. Идея необычного клиновидного стайлинга машины пришла к Вигерту еще раньше - это подтверждает, в частности, студенческий эскиз Вигерта, находившийся до 1995 года в коллекции профессора Ричарда Коллера. Дизайн Vector до сих пор выглядит вполне современно (сравните его, например, с новейшим Lamborghini Reventon), а для начала 70-х годов производил впечатление форменного пришельца из космоса.
Как это обычно бывает с концептами от малоизвестных студий, никаких реальных планов по его производству у Vehicle Design Force не было - равно как не было и платформы, на которой машина могла быть собрана. Прототип не имел двигателя, а в своих комментариях Вигерт объявлял несколько различных вариантов, включая DOHC производства Porsche, но самым экзотическим из заявленных агрегатов был ротор Ванкеля от Mercedes C111 (как известно, C111 сам не пошел в серию, а Mercedes свернули программу по роторным двигателям).
Ориентировочная стоимость готового автомобиля должна была составлять не более $10000, что было бы исключительно гуманно для суперкара, но совершенно нереалистично. После дебюта на Лос-Анджелесском автосалоне 1972 года в виде пустого кузова, The Vector даже попал на обложку журнала Motor Trend. Но, разумеется, так никогда и не стал серийным продуктом...