МАШКОВСКИЙ «КРАЙ» - РОССИЯ НА ЭКСПОРТ

Sep 15, 2010 12:08

В Одессе прошла мировая премьера фильма «Край», снятого режиссёром Алексеем Учителем. В главной роли снялся Владимир Машков, а премьера проходила в кинотеатре «Москва». Такой себе каламбур - премьера в Одессе, но в «Москве», или в «Москве», но в Одессе. Фильм периодически называют претендентом на «Оскар», да и на Машкова в новой роли было интересно посмотреть - поэтому я пошел на премьеру. К «Москве» приехал сам Машков-Гоцман, под кинотеатром крутились артисты в форме солдатиков военных времен - танцевали с девушками, стоял грузовичок тех же времен со спущенными шинами, оркестр играл соответствующий репертуар. Вход в кинотеатр охраняли бойцы железнодорожных войск, так что антураж чувствовался уже там - как никак, фильм о послевоенных временах.
Машков  дал пресс-конференцию, автографы поклонникам, потом начался фильм. Кратко о сюжете - Машков в 1945 году после завершения войны приезжает в Сибирь, где в тайге трудятся враги народа. Там бывший воин-освободитель должен работать железнодорожником. Ситуацию осложняет эпилепсия главного героя и его желание делать всё по- своему. Например, устроить гонки на паровозах - такой себе русский стрит-рэйсинг, бессмысленный и беспощадный. Сам Машков, используя крылатое выражение - четкий и дерзкий, бьет в лицо не разбираясь, за что его любят все окружающие.
Далее - любовь, показ тяжелых судеб врагов народа, постоянный юмор (фильм растащат, кажется, на цитатки). Машков, временами вызывая вопросы в своей адекватности, в ходе гонок «убивает» вверенный ему паровоз, потом едет на заброшенный остров искать новый, находит там свою любовь, приехавшую в тайгу из Германии и просидевшую там 4 года. Короче говоря, сложно всё.
Всесь фильм меня не покидало ощущение, что где то я это уже видел - в «Сибирском цирюльнике». Та же Россия на экспорт. Только там красная икра и хруст французской булки с любовью на фоне сибирских лесов, а тут враги народа, медведи, самогон, кровавые политруки и опять же любовь на фоне сибирских лесов. Образ медведя в фильме - центральный. Он, медведь, появляется почти везде в самое неожиданное время - бегает перед паровозом, нападает на машиниста, и вообще привлекает внимание. Тут уж Кустурица вспоминается с его «Жизнь как чудо» - ослица там весь фильм на рельсах торчала, символизируя глубокие идеи автора фильма.
Так вот - медведи, самогон и Сибирь вы будете видеть весь фильм. Еще герои все время друга бьют по мордам, и даже не обижаются на это, а под конец появляется кровавая гебня - главный Темный Маг.
Городецкий, тьфу, Машков, устраивает с кровавым палачом из НКВД Фишманом-Завулоном гонки на паровозах, выясняя, у кого кун-фу сильнее и угля в топках больше.
Всё это как-то по-голливудски выглядит - русский «Форсаж», бессмысленный и беспощадный. Добро побеждает зло, притом в варианте для меня неожиданном. В общем, два часа на фильм были потрачены не зря.
Правда, стержневую идею фильма я не уловил - мне её потом разъясняли за кофе более продвинутые коллеги - что все люди равны, в не зависимости от того, немцы они или русские.
Последние минут 30 фильма явно вызовут жесточайшую ругань в России - между имперцами и либералами. Образ кровавого сталинского палача, стреляющего в женщин, издевающегося над врагами народа, прославляющего товарища Сталина и его гуманизм, явно найдет отклик в душах зрителей.
Для меня фильм одновременно свой и не свой. Русский зритель с удовольствием его посмотрит, однако, вполне возможно, картина действительно нацелена на «Оскара» в номинации «лучший иностранный фильм» - тогда Сибирь, самогон, кровавые политруки, враги народа и любовь русского с немкой будут очень в тему - новый вариант «Из России с любовью».

премьера, учитель, Машков, край, одесса

Previous post Next post
Up