Данная глава посвящена целиком и полностью быту военнослужащих. Рассказ о быте пойдёт в том порядке, в котором идёт распорядок дня, так что логичнее всего будет начать с подъёма.
Подъём начинается в 6:00 с крика дневального «Ррррротаподъёёёёём!» (именно так - протяжно и слитно; наверняка многие видели по телевизору).
Подъём - это не просто встал и начал одеваться. Подъём - это чёткая последовательность действий. Если её не выполнять, то можно потерять драгоценное время: на всё отведено ровно 45 секунд. Это очень мало, и за это время нужно сделать следующее:
1) отбросить простыню (которой укрываешься) и одеяло на дужку кровати;
2) соскочить с кровати и подбежать к своей табуретке (на ней лежит сложенная с вечера форма);
3) надеть форму:
- сначала штаны, ремень при этом застёгивать не обязательно - главное, чтоб штаны не спали
- затем повязать портянки и обуть сапоги, предварительно сняв тапочки
- натянуть и заправить китель (вообще он застёгивается, но с вечера его обычно складывают, оставляя расстёгнутыми две верхних пуговицы, для экономии времени), застегнуть пуговицы
- надеть головной убор
4) занять своё место в строю.
Форма одежды бывает разная для разных случаев. Здесь я имею в виду не полевую, повседневную и парадную (у нас, кстати, кроме полевой никакой и не было), а немного другое. Для удобства они разделены по номерам. Я могу чего-то не помнить, но вроде так:
Форма одежды номер 1 - это тапочки, трусы и майка. По такой форме строятся на вечернюю поверку перед отбоем.
Форма одежды номер 2 - это сапоги, штаны и майка, без головного убора. По такой форме обычно бегут на зарядку.
Форма одежды номер 3 - тапочки, штаны, незаправленный китель, без поясного ремня и головного убора. Так разрешается ходить по казарме в свободное время - около часа перед отбоем.
Форма одежды номер 4 - это форма одежды по умолчанию, то есть если не сказали по какой форме строиться. Сапоги, штаны, китель и башня (головной убор). У этой формы есть летний вариант: рукава на кителе закатаны по локоть, верхняя пуговица расстёгнута.
Форма одежды номер 5 - это зимний вариант. К форме 4 добавляется шинель или бушлат, а также перчатки (варежки).
Подобное деление порождает всякие шуточки типа «Форма номер 6 - шинель, заправленная в трусы» или «Форма номер восемь - что нашли, то и носим»...
О форме как показателе статуса будет ещё рассказано, но после, в главе о традициях.
Как только все построились, комоды (командиры отделений) докладывают дежурному по роте о том, что в таком-то отделении столько по списку, столько в строю, и что незаконно отсутствующих нет.
Далее из строя выводятся назначенные с вечера уборщики, а все остальные идут на зарядку. Зарядка длится около 40 минут и представляет собой бег вокруг плаца, а потом физические упражнения - ничего сложного, если проводящий зарядку не ставит своей целью задрочить занимающихся. Самые тяжёлые зарядки были в карантине, ибо там эта цель преследовалась ежедневно.
Зарядка хорошо снимает сонливость. После неё минут 20-30 уделяется на умывание и выравнивание расположения. Сначала одна половина казармы умывается, а вторая заправляет кровати и ровняет своё расположение, а потом наоборот.
Кровать заправляется не как попало, а по-особому. Сначала расскажу что у нас есть: 1) кровать, 2) матрас, 3) две простыни: на одной спишь, второй укрываешься, 4) шерстяное одеяло/покрывало, которым укрываешься поверх простыни, 5) подушка 6) лицевое и ножное полотенце. Так вот, на матрас натягивается (именно натягивается, так что он становится практически как лодочка) первая простыня, но надо оставить сантиметров 15 у ног - вдруг ты свинья ноги не помыл перед сном и простынку замараешь. Вторая складывается вдвое по вдоль и аккуратно расстилается, чтобы не образовать никаких складок. Поверх всего этого натягивается одеяло - опять же натягивается, но на этот раз пустое место оставляется у головы (чтобы было видно белоснежную простыню, наверное). Сверху кладётся подушка, но уголок у неё не вбивается, как в детском саду или пионерлагере.
А в довершение всего на кроватях набивается кантик. Кантик (окантовка то есть) - это вообще интересное слово, оно встречается в армии в самых разных контекстах. В данном случае солдаты специальными дощечками набивают уголки на натянутом одеяле (если плохо натянул - ничего не получится), так что в идеале получается что-то вроде параллелепипеда. На подушках он набивается тоже.
На всё это дело тоже есть норматив - около двух с половиной минут.
Здесь хочу немного отступить и сказать, что это настолько входит в привычку, что потом уже не задумываешься над деталями и смыслом процесса, а просто делаешь. Я года два после армии так кровать заправлял, а плохо (не по-армейски) заправленные кровати казались мне просто уродливыми. Так и хотелось подправить да подтянуть.
После того, как кровати заправлены, наступает время «ровнять расположение». Спальное расположение - это часть казармы по обеим сторонам от центрального прохода (ЦП), в которой находятся кровати, тумбочки и табуретки. Расположение ровняется следующим образом:
Допустим, по всей длине расположения стоит два ряда кроватей по 30 штук. Между кроватями стоит по тумбочке (то есть, в одной тумбочке хранят свои вещи два человека), между двухъярусными - по две, одна на другой, но у нас двухъярусных кроватей не было.
Итак, по всей длине помещения два человека растягивают специальную нитку. Главная задача - чтобы всё было параллельно и симметрично (да и вообще в армии всё должно быть ровно, одинаково и одновременно, причём неважно насколько всё это зачастую тупо - главное именно так). Все кровати выстраивают по одной линии, затем по параллельной линии выстраиваются тумбочки, после тумбочек подтягиваются полосы на покрывале (знаете, такие синие покрывала с тремя чёрными полосками), а потом выравниваются подушки. Далее симметрично расставляются графины и стаканы на тумбочках - в случае чего графины наполняются водой. В конце поправляются полотенца: лицевое полотенце должно висеть на изголовье на два пальца от ножки кровати, а ножное хорошенько натянуто у ног. Табуретки тоже ставятся ровно и параллельно. Короче, не знаю как это подробнее описать, но выглядит вполне красиво. Единственную сложность создаёт то, что многие кровати кривые, а одеяла и подушки не у всех одинаковые.
Расположение приведено в порядок. Теперь настало время утреннего осмотра. Утренний осмотр проводят командиры отделений. Нужен он для того, чтобы проверить, готовы ли солдаты нести службу.
Всю часть строят в две шеренги, первая шеренга делает два шага вперёд и разворачивается. Таким образом, все стоят друг напротив друга, а между ними ходят проверяющие. Проверка начинается сверху вниз.
Первая команда: «Головные уборы снять». Пиздец, ну такая уёбищная команда, мы как-то полдня её тренировали... Ррр... Делов-то, снять башню правой рукой, держась за особое место на козырьке, а потом опустить правую руку, держа её внутренней частью к ноге. Но почему-то одновременно и одинаково у всех не получалось... Были мудаки, которые то слишком быстро, то слишком медленно всё делали, да ещё и неправильно. Ладно, короче, сняли мы головные уборы. Во-первых, проверяется наличие ниток и иголок, а во-вторых, не пора ли тебе стричься. Если со вторым всё ясно, то про первое подробнее:
У каждого солдата с внутренней стороны кепки (или зимней шапки) должны быть воткнуты три иголки, с намотанными на них нитками по 1,5 метра: белыми, зелёными и чёрными. Именно в такой последовательности сверху вниз. Белые нужны для того, чтобы подшиваться, а чёрные и зелёные для ремонта обмундирования в случае чего.
Тут же проверяется, не пора ли тебе побриться, и чистая ли у тебя шея, а далее нужно расстегнуть верхнюю пуговицу и предъявить чистоту подшивы или подворотничка. Подворотнички - это готовый продукт, а подшиву нужно делать самому (из куска белого ситца; смотрится это лучше). Нужны они для того, чтобы не натирать шею о грязный воротник, ну и заодно служат неким индикатором того, насколько усердно ты сегодня работал. Очень сложно сохранить подшиву в чистоте дольше одного дня - надо ну вообще ничего не делать, а может и на улицу не выходить, что вряд ли возможно. То есть, подшиваться нужно каждый вечер. Если подшива грязная, то её тут же отрывают, а ты бежишь её стирать, гладить и чистую пришивать на место, надеясь успеть на завтрак.
Следующее, что проверяется - это содержимое карманов. Есть вещи, которые солдат должен всегда иметь при себе. Среди них расчёска (в чехле!) и белый носовой платок! Пиздец тоже! Нахуй тебе расчёска, если волосы отрастить не дают? Да и белый платок тоже особо никому никуда не впился. Но поскольку носить надо, мы их запаивали в целлофановые пакетики - они там спокойно лежали по году и дольше.
Не запрещается иметь при себе ручку и блокнот. Про солдатские блокноты я потом ещё позже расскажу, в разделе о традициях. Остальные вещи нужно хранить в тумбочке, из которых всё постоянно пиздят (поэтому многие вещи я хранил в нычке). В тумбочке должны обязательно находиться мыльно-рыльные принадлежности: зубная щётка в чехле, зубная паста, станок для бритья, мыло в мыльнице, туда же можно класть крем для и после бритья и помазок, если они у вас есть. На специальном гвоздике должна ещё висеть мочалка для бани, а под кроватью стоять тапочки. В отдельном месте в казарме стоит образцовая тумбочка, в которой показано, в каком порядке должны лежать все эти вещи.
Что иметь было запрещено вообще: фотоаппарат (типа, секретная часть), сотовый (ну в 2003 году они и так особо не были распространены, у нас на всю часть пара штук была), радио (такая тупость, особенно учитывая то, что в каждой казарме есть телевизор), но самое нелепое - это запрет на часы. Да хуй клали все на эти запреты. Часы и радио у меня, например, были.
А вообще, чем меньше вещей - тем удобнее. По идее, можно хранить гражданскую одежду и парадную форму у старшины, но этим никто не пользовался - хуй знает, что с ними может случиться, да и не нужны они особо до дембеля - всё равно ни отпусков, ни увольнительных не было...
Вернёмся к утреннему осмотру. Конечно же, проверяется чистота формы (или комка, т.е. камуфляжа). Если ты слоняра, то обязательно дёргают за ремень, чтобы был затянут как следует. Проворачивают бляху: если её можно провернуть на 180 градусов, то тебе пиздец. И бляха, и сапоги, кстати, должны блестеть как яйца у кота (судя по всему, самая блестящая в мире вещь))). Их не чистят, а пидорасят, или пидОрят. Обычно чистке и полировке бляхи посвящается немало времени (а в кармане у каждого для этого специальная тряпочка), а сапоги чистятся перед каждым выходом из казармы, но время в армии всё равно девать некуда.
По окончании утреннего осмотра часть строится для следования на завтрак. Завтрак по расписанию начинается в 8:00. Таким образом, два часа от подъёма до завтрака у солдат довольно насыщенные.
Приёмы пищи
Согласно распорядку дня, питание в армии трёхразовое: завтрак, обед и ужин. Вкратце о каждом из них.
Завтрак и ужин похожи друг на друга тем, что на них отводится по пять минут (по расписанию они занимают по полчаса, но всё оставшееся время уходит на построения, поход до столовой и прочие оргмоменты). Кроме того, и на завтрак, и на ужин дают по пайке масла - 15 грамм.
Обед. На обед масла не дают. Зато есть первое и второе. На первое обычно суп, а на второе какая-нибудь хуйня, или наоборот. Редко бывает так, чтобы и суп был нормальный, и второе тоже. Вместо чая на обед дают компот или кисель (разбавленный примерно 1/3). Обед занимает 10 минут (в расписании на него отводится час).
Подобные ограничения по времени оказали на меня серьёзное влияние, которое сказывается до сих пор: в заведениях общественного питания (особенно столовых) я всегда ем очень быстро, даже если стараюсь специально этого не делать. Дело даже не в том, что ты не уложишься в пять или десять минут (этого времени хватало, причём с избытком), а в том, что, как говорится, «в большой семье еблом не щёлкай» - если будешь кушать не спеша и каждый кусочек прожёвывать, то останешься голодным.
Кстати, вот о чём ещё надо рассказать.
В плане организации питания существует два типа столовых. В одних ты идёшь с подносом по раздаче, потом занимаешь своё место, а после приёма пищи несёшь поднос на мойку. В других всё накрывается заранее: на столы ставят казанки с едой, черпаки, тарелки и т.д., так что остаётся только сесть, пожрать и уйти (стоит ли говорить, что накрыты столы тоже не как попало, а выровнены подобно спальному расположению). Первый тип удобен для наряда по столовой, т.к. меньше работы и меньше пищевых отходов, но он используется только в небольших частях (либо должно быть несколько залов), а второй удобен для всех остальных, потому что не надо стоять в очереди. Наша столовая в Иркутске относилась ко второму типу, и питалось в ней одновременно 300-400 человек.
Сначала все заходят и рассаживаются. Ещё никто ничего не трогает. Прием пищи начинается с команды «Раздатчики пищи встать, к раздаче пищи приступить!»
За одним столом сидит шесть человек. Одно из мест за столом всегда закреплено за раздатчиком пищи - этих мест обычно избегают и садят туда какого-нибудь зама, который будет наливать всем пищу из казанка. Если стрёмно сидеть с замом за столом, то каждый накладывает себе самостоятельно.
Встают и уходят все также одновременно.
Теперь немного расскажу о самой еде. Есть еда, которую тебе может быть не положено есть по сроку службы. В основном, беспонтовая: во-первых, это бикус (сваренная квашеная капуста), а также каши: перловая, ячневая, пшеничная, овсяная и геркулес (последние две я сейчас ем, но только потому, что осознал их пользу и научился вкусно готовить). Суп без нихуя (одна картофелина на шестерых))) также не пользуется популярностью. Так что иногда приходится ограничиться чаем и хлебом с маслом. Особенно тяжело приходилось летом 2004, когда у меня пошёл второй год службы: месяца полтора на завтрак и ужин почему-то давали только перловку, а на обед - рассольник, тоже с перловкой, естественно.
Немного про чай. Во-первых, он совсем не крепкий, а так, для цвета. Во-вторых, не сладкий, а подслащённый. В-третьих, не горячий и не холодный, а просто тёплый. Ни о чём, короче говоря. Подслащённый он не только из-за недостатка сахара, особый привкус (напоминает карамельку) ему придаёт бром. Но запивать всю эту хуйню чем-то надо, так что пить приходится. Чай из пакетиков, вроде Принцессы Нури, плюс нормальный сахар - это очень вкусно и ароматно по сравнению тем, что наливают в столовой.
Нормальная еда, кстати, это варёные яйца (4 шт в неделю), булочки, хлеб, масло, рыба, мясо (обычно давалось в форме подливы, которую дома бы есть не стал), картошка, лапша, гречка, рис, манка. Овощные салаты (соленья или консервы) и фрукты (дешёвые яблочки) - тоже ничего.
О военном картофельном пюре тоже хочу сказать отдельно. По консистенции оно напоминает манную кашу - так же стекает с ложки. Делается оно очень просто. Как нам известно, в гражданское пюре добавляется молоко, сливочное масло, некоторые добавляют сырое яйцо. В военном всё не так: вода, в которой варилась картошка, сливается в отдельную кастрюлю, а потом, когда картофель начали толочь, постепенно выливается обратно, причём выливается полностью, а затем всё как следует перемешивается до однородной массы. Всё. Пюре готово!
И ещё про картошку. Мне перед армией говорили, что вот, научишься её быстро-быстро чистить. У нас картошку чистила машина, а солдаты только выковыривали глазки, да и в наряд по столовой я редко ходил, так что подобного опыта не получил.
А вообще мы как-то разговаривали с поварихами, спрашивая «Хули вы нам такую хуйню-то готовите? Если бы ваш сын тут служил, вы бы так же делали?», на что ответ был обычно вроде «Я своего сына в армию не отправлю/ не пущу»...
С завтрака до обеда и с обеда до ужина солдаты работают. Те, кто заступают в суточный наряд, после обеда готовятся к наряду. Тут рассказывать особо нечего.
Время от ужина и до отбоя не такое насыщенное, как утреннее. В расписании стоит следующее: вечерняя прогулка, свободное время, телесный осмотр, вечерняя поверка и отбой.
Вечерняя прогулка - это хождение строем по плацу и распевание строевых песен. После ужина, когда ты весь день работал или сменился с наряда, меньше всего охота идти на плац маршировать и орать песни. Кстати, по дороге до столовой, которая занимала около 500 метров, мы тоже пели песни: про казачка, Вот пуля просвистела..., Россия любимая моя и ещё какие-то.
Свободное время. Оно составляет в лучшем случае час. За это время ты должен успеть умыться, побриться, подшиться, подготовить кровать ко сну и привести в порядок обмундирование. А уж потом можешь идти смотреть телевизор, писать письма или что-то там ещё. В свободное время (да и в любое другое тоже) нельзя валяться на кровати и даже сидеть на ней. А очень хочется. Приходится ждать отбоя((
Телесный осмотр. Подобен утреннему осмотру, но на этот раз осматривается не форма, а тело на наличии синяков и прочих телесных повреждений, а также портаков и всего такого. Если на тебе обнаружат синяк, то ты должен будешь написать объяснительную. Я писал пару раз, но что удивительно, оба раза меня никто не пиздил: первый раз на меня упал кирпич, а второй раз я поцарапался об колючую проволоку. Зато удивительно часто встречаются случаи, когда люди падают с лестниц, наступают на грабли, ударяются глазом о дверные ручки и тому подобное...
Вечерняя поверка. Проводится прямо перед отбоем. Это просто проверка личного состава, когда дежурный по роте подбивает кто где находится: в строю, в наряде, в командировке, в госпитале и т.д.
Примерно в это же время рассказывается сводка происшествий по ракетным войскам и по вооружённым силам в целом: кто где отравился суррогатами алкоголя, кого убило током, кто повесился, кто утонул, кого задавило, где расстреляли караул и так далее. Ну, это не каждый день происходило. По крайней мере, не каждый день нам об этом докладывали. Хотя, по статистике смертности (в те годы - около 1500 в год в мирное время) можно сказать, что ежедневно что-нибудь случается...
По окончании поверки исполняется гимн Российской Федерации (к нам это нововведение пришло только с 2005 года), а затем подаётся команда «Отбой» - самая хорошая команда, которую почти всегда рад выполнить. Засыпают люди практически сразу, бессонницы ни у кого нет.
Существует такой ритуальный диалог между старым и замами - он говорит реплику, а они ему хором отвечают. Его можно иногда услышать после отбоя, когда все уже лежат в кроватях и выключен свет.
(старый) Вот и день опять прошёл.
(замы) Ну и на хуй он пошёл.
(старый) Завтра будет день опять.
(замы) Ну и в рот его ебать.
Как оказалось, про быт можно написать ещё довольно много, так что продолжу о нём я в следующей главе. В ней будет про особенности несения службы в субботу и воскресенье (и особенности других дней недели), а также про суточные наряды. И про устройство казармы тоже надо будет рассказать.