Господу видней. Аквариум - 4000 лет. Часть II
Любой концерт БГ и Аквариума - это как вход в неведомое измерение, за пять минут до начала трудно сказать, что будет, то ли вечный кайф, то ли странное послевкусие, туман, туман, стрелы дождя, да кто знает, что будет, когда на сцену выйдут БГ и компания?
Понятно лишь одно - не будет облома, но было бы странно, если бы он произошел.
С 1984 года я побывал на множестве концертов группы в разных составах. Включая квартирники БГ+Тит и уникальную акустику с Куссулем и всем первоначальным составом, тот концерт долго для меня был эталонным. Даже более мощным, чем прослушанное впервые «живьем» исполнение «Рок-н-ролл мертв» на Питерском рок-фестивале 1984 года, с Ляпиным на гитаре и сумасшедшей энергетикой, от которой зал заходился - как океан в шторм - негасимыми волнами.
Но то, что было сотворено (иначе не скажешь) в Екатеринбурге 17 октября в моем собственном рейтинге концертов группы выходит если и не на абсолютно первое место, то делит его с уже упомянутыми призраками, звучащими в памяти.
Почему так получилось? То ли звезды сошлись, то ли градус куража у Мастера отчего-то зашкаливал, но если уйти от метафор и эмоций, то получается вот что.
В сравнении с предыдущими двумя концертами Аквариума в Екб - «Архангельском», наполненным какой-то первобытной мощью и сметающим зал давно, вроде бы, несвойственными группе рифами, и «Аквариум - 4000 лет», который, как и положено юбилейной программе, был пусть и концептуально выстроенной, но сборкой the best (хотя понятие о последнем у всех разное, и именно БГ решать, что было включать в программу, а что нет), то «Аквариум - 4000 лет. Часть II» нельзя назвать ни хулиганством мэтра, ни случайной эскападой. Вообще БГ никогда ничего не делает просто так, и люди, которые работают с ним, как-то очень быстро и понимают в это, и вовлекаются в увлекательную то ли игру, то ли жизнь под названием «Аквариум».
Так что же было в «Части II», кроме минимального для группы последних лет состава - кроме самого БГ, лишь Рубекин, Шар, ирландская группа поддержки + Титов, и все они блистательны и несравненны. Хотя много ли надо народа для того, чтобы растопить ледяной (не метафора, концерт проходил в Окружном доме офицеров, в котором не было отопления) зал?
Были песни, многие из которых не были хитами по определению, но поднять зал тем же «Рок-н-ролл мертв» или «Архангельском» намного проще, чем «Расти, борода, расти» с удивительно контрастирующими с жизнью за окном словами».
Нас некому больше пасти.
По метру в день,
По метру в день,
По метру в день,
Йо!
Хотя вначале БГ и спел «Ключи от моих дверей», «Небо цвета дождя», «Огонь Вавилона», «Лошадь белая» и «Господу видней», но это была если и не «официальная» часть программы (в случае с Аквариум такое привидится только в страшном сне), то песни, что называется, «на слуху». А вот все остальное, да в тех реинкарнациях, которые сильно отличались от первоначальных и альбомных оригиналов, что придало всему происходящему момент уникальности, это вот сейчас и здесь, а больше не будет никогда!
И когда вдруг БГ с Титовым воодушевленно запели песни из «Треугольника», что почти никогда не бывает на концертах, то я понял, что в очередной, и дай Бог, не в последний раз мне довелось присутствовать при сумасшедшем чуде - гениальном (стоит ли бояться слов?) концерте самой великой отечественной группы. А не нравится это определение, так киньте в меня камень, все равно промахнетесь!
Кульминацией для меня стало исполнение старой, 2005 года, из альбома «Zoom Zoom», песни «Не могу оторвать глаз от тебя», после которой позитивные вибрации, исходящие со сцены, окончательно уничтожили холодную уральскую осень, а как иначе, когда
Я родился со стертой памятью
Моя родина где-то вдали
Я помню, как учился ходить,
Чтобы не слишком касаться земли;
Я ушел в пустыню,
Где каждый камень помнит твой след
Но я не мог бы упустить тебя
Как не мог бы не увидеть рассвет.
Я не могу оторвать глаз от тебя.
Что было еще?
Были ответы на вопросы, причем, в кои-то веки БГ отвечал если и не совсем серьезно, то почти, были еще разные замечательные песни, были пляски у сцены и попытки охранников их прекратить. Гребенщиков был вынужден вмешаться и пляски продолжались до самого конца, до последнего из бисов, коих было четыре. И самых проникновенным из которых (ИМХО) для меня стало исполнение «Моей звезде», впрочем, я всегда любил эту песню.
Как-то подозрительно светло и радостно прошел этот концерт, какая-то новая энергия появилась в Аквариуме, хотя - Господу видней!