Прочитал пост "Большой сезон “Коляда-театра” юзера
http://valery-kichin.livejournal.com/, и вспомнил, что писал чуть ли не два года назад, не о театре Коляды, понятно, но о том в культуре местной, что меня волнует, есть общее...
Смерть «третьей столицы»
Пора честно признать, что нам ничего не надо. Если конечно речь не о деньгах, как в том анекдоте о пофигистах. Вам, мол, действительно все пофиг? Да! И женщины? Да! И политика? Да! А деньги? Нам пофиг, что они нам не пофиг!
В свете недавних событий нам и спорт оказывается пофиг, а про культуру лучше умолчать.
Любой город не только образование, состоящее из домов, жителей и финансовых институтов, производящих финансовые потоки, но и очень тонкого слоя тех, кто-то играет музыку, пишет книги, рисует картины, снимает кино, и тому подобное. Самое смешное, что без культуры сердце любого города если не умирает, то замерзает, он лишается души, как бы высокопарно это не звучало.
Печально, если хорошо помнишь время, когда эта душа еще была. Как, например, в Свердловске восьмидесятых, до поры его переименования. Я не ностальгирую, советская власть никогда не вызывала у меня приступов бурной любви, но если что и произошло за минувшие годы окончательно и бесповоротно, так это уничтожение самого понятия Екатеринбурга, как «третьей столицы». Ведь не в количестве аляповатых небоскребов на квадратный метр городской площади и не в «Лексусах», «Кадиллаках» и «Мерседесах» заключается это понятие. Память штука эфемерная, болезнь Альцгеймера подстерегает не только выбранного ей homo sapiens, но и город, как таковой, когда он лишается памяти, то у него вряд ли возможно будущее.
Свердловск восьмидесятых был культурной бомбой, не меньшей по силе взрыва, чем Москва или Питер. Углубляться в историю непродуктивно, лучше перечислить факты, ставшие явлениями.
Именно в городе Свердловске была написана и записана группой Nutilus Pompilius великая песня «Скованные одной цепью», под которую и прошли вскоре похороны СССР. Трудно сказать, крыло какого ангела осенило голову покойного Ильи Кормильцева, когда он писал этот текст, сложно представить, каким образом Славе Бутусову удалось интерпретировать записанные на бумаге слова в звуки, выворачивающие душу, нагоняющие страх, отчаяние и надежду. Не мне судить об этом, но я знаю, что с тех самых пор мы живем в городе, который сам по себе уже музей рок-н-ролла, как и Питер, к примеру.
Несколько лет назад губернатор Матвиенко вроде бы обмолвилась, что Питер достоин своего музея рок-н-ролла, вряд ли дальше этого дело пошло. В Екатеринбурге начала нулевых были попытки создать нечто подобное одним из фанатов, но что может сделать фанат. А музей не просто хранилище артефактов, это машина по генерации сознания. Еще это место, куда могут зайти люди, именуемые туристами, и посмотреть. На фотографии, на оставшиеся инструменты, да на что угодно. К счастью, большинство из тех, кто принимал участие в рок-волне восьмидесятых живы и бодры, пусть, за исключением группы Чайф, давно покинули наш город.
Туристы же приносят и те самые деньги, которые любят пофигисты. Понятно, что самый крупный в мире музей рок-н-ролла, в американском городе Сиэтле, построенный по проекту одного из величайших архитекторов, Фрэнка Гэри, зарабатывает миллионы долларов в год, чего никогда не случится, если подобное будет открыто в Екатеринбурге. Зато появится заплата на истонченном культурном слое, чуть быстрее станет биться сердце города. Это не метафора, а констатация факта: прошлое не умирает, оно становится кардиостимулятором настоящего.
Только вот это кому-то должно быть надо. Хотя бы властям. Пермский губернатор объявляет, что Пермь должна стать и будет культурной столицей России, собирает совет из знаковых персон, ведь под них проще всего и выбивать, и тратить (как без этого?) деньги, но что-то все равно да будет.
А у нас не будет музея рок-н-ролла, и никто не узнает, как Шевчук скрывался в 1984 году в Свердловске от КГБ, как здесь работала и канула в Лету одна из величайших групп СССР, Трек, чья музыка до сих пор не потеряла своей актуальности. Где возникли Nautilus, Чайф, Агата Кристи и другие, не столь именитые, но на музыке которых выросло несколько поколений. «Goodby, Америка, о, где я не буду никогда!»
Закроем тему музея рок-н-ролла, все равно он пофиг. Писатели. Они ведь не возможны без издателей. Понятно, что кризис, а потому приходится идти в журналы. Например, в «Урал», где за публикацию не платят ни копейки. Между прочим, во всем мире лишь один процент писателей живет за счет гонораров, но речь не о сумме оплаты, а о том, что ее просто нет.
Кризис, повторили волшебно слово власти, и прекратили финансирование этой статьи расходов.
Позволю сослаться на речь Путина перед группкой избранных писателей: толстым журналам мы должны и будем помогать!
Московским, может, и будут. Питерским тоже, а вот таким, как «Урал» - нет. Хотя именно в «Урале» впервые, еще в СССР, были опубликованы «Под знаком незаконнорожденных» и «Дар» Набокова». Да и знаменитый первый номер за 1988 год, пробивший брешь для новой по тогдашним понятиям литературы -это стоит того, чтобы журнал продолжал жить, ведь он сумел выжить в девяностых, когда тоже не было гонораров, но, как сейчас принято говорить, тогда всем было плохо.
Не платить деньги авторам значит не уважать их труд, вот и все, дело ведь не в сумме, а в принципе, но они, как известно, у нас остаточны.
Только вот в той же Челябинской области художники не платят за мастерские по таким бешеным расценкам, что у них не выдерживает сердце, как у моего соседа по подъезду, покойного Владимира Чурсина. Ладно еще, что могут как-то работать Миша Брусиловский и Виталий Волович, это мэтры, но ведь есть еще десятки, если не сотни других.
И происходит самое страшное. Истончается, размывается слой, кровоток замедляется. Это не для красного словца, можно поддерживать что-то выборочно, какие-нибудь отдельно взятые театры или проекты, но в целом город давно уже утратил ауру той культурной Мекки, которая давала ему полное право называться «третьей столицей». Даже фестиваль «Аэлита», первый российский (советский) конвент фантастов умудрились свести до малобюджетного междусобойчика, хотя кто на нем только не бывал, начиная с Аркадия Стругацкого и заканчивая Робертом Шекли.
На Украине, в Харькове, ежегодно проходит конвент «Звездный мост», который для города один из главных культурных маяков, только вот тамошний мэр и еще кто-то из финансово влиятельных людей любят фантастику, потому и устраивают не богадельню, а праздник.
То есть, что-то получается тогда, когда это кому-то надо. Там, наверху. А если не надо, то не получается. Или получается, но так, чтобы не платить гонорары, выжимать с художников деньги и не открывать музей рок-н-ролла. Пусть лучше растут небоскребы, один за другим, что еще? Деньги? Ну, это по умолчанию.
Но вдруг придет кому-то в голову открыть в Екатеринбурге музей рок-н-ролла? Надо лишь помещение, субсидирование и желание. Будет последнее - решаться и два первых пункта. «Goodby, Америка, о, где я не буду никогда!»