Виллайне появилось в латышской женской одежде в глубокой древности и ещё в конце 19 века исполняло роль пальто. В захоронение женщине древние племена клали девять таких покрывал, кроме того, по количеству виллайне и юбок судили о богатстве девушки и её толщине, чем толще была невеста, тем лучше, поэтому на невесту надевали несколько юбок и виллайне, чтоб толще казалась, иногда на девушке было три юбки разной длины, не считая нижних, и до пяти виллайне. Виллайне представляет из себя тканое прямоугольное, иногда квадратное покрывало, размер бывает разный (шире, длиннее, короче, уже), в зависимости от области Латвии. Существовали будничные виллайне, на них шли простые повседневные ткани и «почётные», праздничные, торжественные виллайне из более богатых тканей. Тем не менее, даже простые ткани - это ткани шерстяные, полушерстяные, льняные.
До 19 века латышский национальный костюм сохранял много этнографических черт, которые тянулись из 6-13 вв., и преимущественно костюм носил отпечаток народной крестьянской одежды. Только в 19 веке костюм стал заимствовать городские черты и ткани, например, в костюме появились привозные шёлковые платки (квадратные), накинутые на плечи.
1. К старейшему виду виллайне относится тёмно-синяя виллайне «мелене», обычно из тонкой шерсти, украшенная строчками и свисающими листочками из одного вида металла (медь, бронза, латунь, серебро) по длинной стороне. Их носили накинутыми на оба плеча и заколотой на груди «великой» сактой. Сакта - определенного вида металлическая брошь, имеющая сакральный смысл. Золотая сакта (или цвета золота) - связана с энергетикой Солнца, серебряная - с энергетикой Луны. Сакты могут быть разного размера и использоваться одновременно. Самая большая из них (в среднем до 15 см в диаметре) - «великая» и богато украшена, в том числе и камнями. Стоимость «великой» сакты была равна цене хорошего коня, а сакты, украшенной только латунью, цене коровы. За серебряную сакту можно было получить несколько лошадей.
Эту виллайне носили в особо торжественных случаях (например, на свадьбы) и почти всегда в сочетании с другой виллайне - белого цвета, богато украшенной цветной вышивкой. Однако, таким образом, чтобы белая не перекрывала внешний край синей, украшенной металлическими деталями, которые при движении звякали, звенели.
Синюю окраску получали из вайды красильной (Isatis tinctoria), растение рано начали культивировать, однако, сегодня вайду культивируют в садах нечасто..
2. Второй старейший вид виллайне - белые. В зависимости от региона они были по-разному вышиты, расшиты по краям или имели только цветные кисти. Закалывали их также сактами. В зависимости от региона носили накинутыми на плечи, закрепленными сактой на груди; закрепленными сактой на одном плече, или даже на обоих плечах. Белые виллайне бывают только из тонкой шерсти высокого качества.
3. Приблизительно до середины 19 века были распространены и каждодневные клетчатые чёрно-белые виллайне.
4. В 60-70 гг. 19 века в моде появляются клетчатые цветные наплечные покрывала. «Пеструшки», «красные тартаны». Преимущественно, темных цветов: темно-красного, темно-синего, темно-зеленого с вкраплениями белого и черного цветов. Такие сейчас большая редкость. В этих покрывалах обычно отсутствовали специальные композиции, их просто нарезали по размеру от большого куска (рулона). Хозяин непременно давал такие покрывала своим работницам.
5. В 19 веке появились и шелковые платки. Такие платки продавали по всей Европе. Для простого народа это было чем-то новым, необычным.
6. В конце 19 века появляются и большие наплечные шерстяные платки с бахромой по всему периметру. Интересно, что они ценились даже дороже меха. Платок представляет собой квадрат, таким образом, на смену прямоугольным виллайне пришли квадратные виллайне или наплечный платок. Их ткали на широких ткацких станках одним полотном или узких (ткали две одинаковые части и сшивали посередине в квадрат). Композиция и узоры таких платков предельно лаконичны. Зачастую это был одноцветный платок с ярко выраженными цветными углами.
7. Следующим характерным видом наплечных платков являются большие серые платки с выраженной угловой композицией.
Большие цветные шерстяные платки с бахромой и серые большие платки разных вариациях характерны для всей территории Латвии.
Продолжение следует…