Aug 27, 2008 20:17
Почему мы так любим антропично, по-человечески организованный мир? Не скрываем ли мы страх перед своей заброшенностью тем, что ориентируем мироздание по координатам, точкой отсчета которых оказывается человек? Не действуют ли в мире силы (даже разумные), никакого отношения к человеку не имеющие и на него внимание не обращающие? И напротив, не действуем ли мы во имя собственного удобства и спокойствия, населяя мир божественными и демоническими силами - силами, обращенными к человеку?
Христианская картина мира антропична, т.е. вертится вокруг человека. Весь Запад стоит на этой картине, поэтому почти все философские и мировоззренческие системы тоже закладывают в основу своих конструкций человека. Да и не только Запад, не только христианство. Сама философия определяется у нас как учение о мире («ваще»), человеке («ваще») и их взаимоотношении («ваще»). Почти вся человеческая, т.с., мудрость имеет дело с ним самим.
Это естественно, ведь «самые умные и опытные из нас - это всего-навсего люди». Мы не можем выйти за пределы собственной оптики. Но почему хотя бы не попробовать?
Почему не задаться целью рассмотреть нечеловеческое - не божественное, не дьявольское, не животное - ведь все это связано с человеком, соотносится с ним, стоит на одной с ним количественной шкале - почему не попытаться проникнуть в принципиально, качественно отличное - то, что нельзя привязать к человеку, потому что оно не соотносится с человеком просто никак?
И, как ни пошло это звучит, может быть, мы не можем обнаружить во Вселенной другие цивилизации именно потому, что слишком люди?
И, кстати о ксенофобии - «синдром Сикорски» есть чистое, аутентичное ее проявление - не гопники в подворотне, а прикосновение к действительно чужому, такому чужому, которое нельзя ни принять, ни понять, ни устранить - которое просто чужое, и все.
Я уже не говорю об эксперименте в Малой Пеше.
Все это литература, но ведь может служить предметом для полезного размышления. Типа: Другой в натуре.
Стругацкие,
блуждания