Фильм Бондарчука "Притяжение" я не смотрел, но зато посмотрел вот этот обзор:
Click to view
И, судя по нему, получился "Обитаемый остров" наоборот. Ну то есть с точки зрения "аборигенов". Это объясняет все эти нетипичные для темы "встречи с пришельцами" моменты: что инопланетянин - внешне такой же человек, как мы (но при этом может в одиночку раскидать толпу гопников), что он представитель высокоразвитой, но очень гуманной цивилизации и долго не умеет проявлять агрессию, что он - главное - прилетел на планету один. Ну и плюс то, что его корабль, и так повреждённый метеоритами, сбивают наши доблестные военные. Есть даже сцена, где он возмущается вонючими палочками-сигаретами, которыми земляне травят своё здоровье, прямо как Макс.
В своё время я написал
довольно злобный текст (сейчас я бы выражался мягче), основная мысль которого была в том, что Бондарчук в своём "Обитаемом острове" в некоторой степени перевернул оппозицию Стругацких: если у них был напоминающий наш (СССР) мир, на который Максим глядел внешним взглядом спустившегося с неба ангела, у Бондарчука получился не особенно моральный наш современник, попавший в максимально фантастический мир и обретший там приключений. Сейчас, видать, Бондарчука догнала-таки изначальная схема - этакое получилось отрицание отрицания.
Характерно, что в обоих случаях начисто вымывается изначальный идеологический посыл. То, что Максим из цивилизации именно коммунистической, было максимально далеко запрятано в фильме "Обитаемый остров", и выходило так, что он скорее борется за свою девушку, чем по идеологическим причинам. Современная Россия, показанная в "Притяжении", конечно, не Саракш, но, явись к нам Каммерер, думаю, он нашёл бы с чем бороться, да и инопланетянин "Притяжения" прибывает из явно более гуманной и высокоразвитой цивилизации - было бы логично, если б он хотя бы рассказал о своих идеалах, а не просто показал понравившейся девушке красивые картинки с крутящиммися шариками. В результате всё опять сводится к теме любви (кстати, герой имеет ещё и явное сходство с персонажем "Сумерек" - такой типа "не такой, как все", но при этом максимально няшный на морду и как будто опасный, но на самом деле нет) - и даже попытка Асудить Бирюлёвский погром, на который максимально прозрачно намекается, и поагитировать за толерантность, не особенно удаётся, потому что вся каша заваривается из-за того, что инопланетянин оказался очень няшным и школьница Юлия в него влюбилась - а вот будь он каким-нибудь горбатым карликом или вообще разумной зелёной жижицей, ничего бы не случилось (и вообще сравнение с погромом некорректно, на что справедливо указывает Евген).
Представляю, какой баттхёрт вызвал бы фильм у слишком расплодившихся нынче скрепоносцев, заяви герой, что, мол, как-то не так вы, ребята живёте, надо бы у вас тут лучевые башни свалить революцию устроить. Впрочем, если б он пошёл знакомиться, как Макс, с подпольем нынешней левой политтусовкой... получилась бы годная комедия, правда, не для всех понятная. У Якобинца был, помнится, рассказик, как воскресает товарищ Сталин, идёт знакомиться с нынешними леваками и мощно охуевает. С Каммерером тоже бы весело получилось.
Если в "Обитаемом острове" Бондарчука, как я писал, Каммерер получился "раздолбай-мажор, считающий занудами родителей, забивающий универ в желании свободной и беззаботной жизни", то в "Притяжении" получился этакий иностранец, приехавший из благополучного мира за большой и чистой любовью и теряющийся перед агрессией гопников, которых он в своей благополучной буржуинии никогда не видал. И отечественная Юлия (не скрою, меня эта резкая-дерзкая чика несколько раздражала) преодолеет все препятствия, чтобы его окрутить и в конечном счёте - что, видимо, и будет показано в уже обещанном продолжении - счастливо свалить в заграницу.