чОрные тетради

Dec 17, 2016 23:32

- ...Я давеча полистал Ясперса - "Философскую автобиографию" - и
ничего, ну ничегошеньки оттуда полезного не почерпнул. Кроме того, что
Хайдеггер был, оказывается, нацистом. Откуда немедленно следует: в каждом
море Ума обязательно найдутся острова Глупости. Но это я, положим, знал и
раньше...
С. Витицкий (Б. Стругацкий), "Бессильные мира сего"



Основной мой улов с ярмарки интеллектуальной литературы (нон-фикшн) - "Чёрные тетради" Мартина нашего Хайдеггера, его заметки и личные дневники, изданные через много лет после его смерти - в Германии в 2014, в этом году переведённые и изданные у нас. Абсолютный бестселлер, даже в "Фаланстере" книжки не было (раскупили мгновенно). Книжка, вызвавшая грандиозный скандал на Западе из-за содержащихся в ней антисемитских, антиамериканских, антианглийских и, внезапно, русофильских высказываний. Некий Гюнтер Фигаль, председатель общества Хайдеггера, даже ушёл в 2015 году в отставку со своего поста, ибо его "шокировали" антисемитские пассажи Хайдеггера.



Все эти люди как будто вчера родились. Это ведь не обыватели, обыватели вообще имени Хайдеггера не знают, это специалисты, эрудированные интеллектуалы. Я отнюдь не специалист по Хайдеггеру, знаю о нём на уровне выпускника философского факультета, но для меня совершенно не удивительно, что он был антисемитом и нацистом. Он выходец из католической провинциальной консервативной среды, где бытовой нацизм был весьма распространён, он был членом НСДАП и произносил абсолютно прогитлеровские речи, будучи ректором Фрайбургского университета. Наконец, после войны, в 1945, ему было запрещено преподавать из-за всего этого. Дискуссия "был ли Хайдеггер нацистом?" ведётся с неослабевающим накалом с того самого 1945 - достаточно заценить объём немецкой или английской статьи Википедии по этому поводу.
Есть, наконец, пресловутая переписка Хайдеггера с Ясперсом (ну или автобиография Ясперса), где очень ясно демонстрируется, что Мартин был вполне искренним антисемитом (что не помешало ему завести роман с еврейкой Ханной Арендт - при наличии жены и двух детей - а также мило общаться с еврейкой Гертрудой, женой Ясперса, угу).

В общем случае творчество человека без проблем можно воспринимать вне фактов его биографий и личных убеждений. Последние могут проявляться в творчестве, но, во-первых, можно любить творчество "не за это" (а, например, за язык и стиль), а во-вторых, можно принимать проявление идей в рамках данного "вторичного мира", но не принимать эти идеи по отношению к реальности. В нашем болотце шли некоторое время назад жаркие споры на примере какой-нибудь, прости Господи, Чигиринской - я здесь вообще проблемы не вижу. Разумеется, восприятие творчества не имеет отношения к тому, каков человек по жизни.
Но с Хайдеггером всё не так просто.

Вопрос не в факте его биографии - был ли Хайдеггер нацистом? - в общем, да, был. По-русски мы говорим о деле Хайдеггера, имея в виду и дело как досье (дело у прокурора), и дело как занятие (дело жизни, дело Ленина). Дело Хайдеггера есть его философия, а она представляет собой не систему мнений, не теорию, не набор аргументов и т.д., а особый способ мышления, своего рода духовную практику, едва ли не образ жизни. И понимая её, мы уже её осуществляем.
При этом она претендует на подлинную, даже на единственно возможную философию в наше время. И после Хайдеггера если не невозможно, то, по крайней мере, не имеет смысла мыслить так, как мыслили до Хайдеггера - именно в этом грандиозность его влияния на современную философию.
Это не вопрос ума и глупости, морали и совести, к чему у нас любят всё сводить. Это вопрос внутренней связности хайдеггеровской мысли и нашего её понимания.
Вопрос заключается в том, не является ли эта неизбежная для нас философия "фашистской", исключающей, тоталитарной по сути своей?
На мой взгляд, ответ всё-таки будет положительный.
Не знаю, найду ли время об этом нормально написать.


философия, швабский маг

Previous post Next post
Up