Не так давно побывал почти на краю земли - в селе Антипаюта. Есть несколько интересных фото. Выложу, пожалуй.
Но для начала, небольшой ликбез. Антипаюта - село в Тазовском районе ЯНАО (
на карте можно глянуть по этой ссылке). Село расположено на правом берегу реки Паюта, недалеко от слияния ее с Тазовской губой. Название, судя по всему, произошло от двух слов: Нантэ (в переводе с ненецкого - широкий) и Паю (ольха - очень распространенный здесь кустарник). По другой версии Нанте здесь не причем, а Анти, появилось потому что паю (кустарник) расположен в огромных количествах на противоположном от поселка берегу реки.
В основном, поселок выглядит так:
Есть, правда, пара кирпичных зданий (одно из них - совхоз "Антипаютинский" - градообразующее предприятие). Есть еще новая школа, но говорят, построена отвратительно. Все жалуются. А подрядчик обанкротился и даже спросить не с кого.
Численность населения на 2007г. cоставляет - 2716 человек, в том числе коренных малочисленных народов Севера - 2237. Но в поселке проживает очень незначительная часть из всех этих жителей. В основном, они кочуют (каслают, как это тут называется) по тундре в поисках пропитания для оленей.
В поселке остаются в основном дети, которые проживают и учатся в школе-интернате и старики.
Вот девочка уговаривает бабушку пойти покататься на санках:
Дороги сюда нет, даже зимника (для тех кто не знает, зимник - это дорога, которую прокладывают только на зимнее время, по утрамбованному снегу, когда тундра, болота замерзают). Добраться можно только на вертолете, либо на оленях, снегоходах, вездеходах по снегу, или летом по воде. Мы летели на вертолете:
Когда я учился в элитном вузе наш историк иногда, задумавшись (как это нередко бывает у творческих личностей), начинал рассказывать интересные случаи из жизни. Очень часто эти истории были связаны с кладбищами, он утверждал, что по кладбищам легче всего понять город, в котором они расположены. И вот, проходя мимо кладбища в Антипаюте (а оно было как раз по пути от места празднования Дня оленевода, на который я приехал, и местом, где мы ночевали - это была, конечно же не гостиница) я сфотографировал его.
Не думаю, что по этой фотографии можно узнать что-то особое про Антипаюту, кроме того, что хоронят людей не в березовой роще (ее здесь нет и не может быть, здесь вообще нет деревьев, только очень мелкий, с полметра кустарник - паюта) и того что снега здесь выпадает и наметает много. Но с другой стороны, лежат здесь на краю земли люди, кто под крестами, кто под звездами, лежат в этой языческой чужой для них земле. И, может, греет их только полутораметровый слой наметенного снега. Может и вспомнить, и помолиться о них некому. Тех, у кого есть, обычно вывозят хоронить на Землю.
Ко мне тут, кстати, подошел пьяный паренек-ненец и запретил снимать кладбище, сказал: "Зачем тревожишь души?". Я ответил, что не тревожу а поминаю. На этом и разошлись.
По дороге от праздника до ночевки есть еще одно примечательное место:
Да, вся это местность - пограничная (видимо с США и Канадой через полюс) местность. Но паспортов никто не проверял.
День оленевода традиционный праздник для коренных жителей. Один из двух - главных (второй - День рыбака).
Ненцы наряжаются в лучшие свои одежды:
Впрочем, проживают здесь не только коренные жители. Мы, к примеру, встретили такого колоритного человека. Он, говорит, из семьи ссыльных казаков:
А это он же, за работой (за его спиной, кстати, каменное здание совхоза "Антипаютинский"):
Традиционные соревнования, то что удалось (по занятости) снять.
Это метание тынзяна (аркан, сплетенный из шкуры оленя) на хорей (палка, которой погоняют оленей):
Это национальная борьба. Допускаются соперники только в национальной одежде (малица, кисы, пояс). Надо поднять соперника за пояс и бросить, после чего - уложить на лопатки:
Гонки на олених упряжках:
Зрители:
За победу в соревнованиях дарятся недешевые призы:
Но простые ненцы все равно не очень довольны.С одной стороны они с удовольствием пользуются всеми благами технического прогресса, как то снегоходы, навигаторы, сотовые телефоны, и пр. К примеру, во многих чумах, прямо в тундре, есть спутниковые антенны, телевизоры и электрогенераторы, которые все это питают, Для многих, снегоход Буран - малопрестижное средство передвижения, как для нас, вазовская классика. В почете - импортная техника:
Но с другой стороны, они говорят: "Не надо тут ничего строить. Ни газовых, ни нефтяных промыслов, ни труб, ничего, в общем. Это все мешает нам каслать, ловить рыбу". Они отказываются верить в то, что одно без другого не бывает. При этом углеводорододобытчики:), насколько я знаю, стараются учитывать требования местных жителей, насколько это возможно.
В общем сосуществуют так или иначе цивилизация (в основном представлена нефтегазодобытчиками и трубопроводчиками) и традиционный устой. Без особых конфликтов, но и без настоящей искренней любви.