Nov 25, 2008 02:31
Когда со сцены читают вслух, и не просто читают, а проживают целую жизнь в одном рассказе, это всегда интересно. Всегда находится тот крючок, который цепляя, вытаскивает наружу твою собственную нить, из которой ты можешь соткать собственное полотно ощущений. Иногда актерам удается, иногда это заслуга избранной прозы или стихотворения. Но всегда любопытно.
В этой связи, было интересным попасть на вечер современной прозы в МХТ. Вниманию зрителей были представлены рассказы Л. Горалик ("Из цикла электрификация - читала Ксения Теплова), Вал. Попова ("Все мы не красавцы" - читал Олег Савцов), М. Москвиной ("Гений безответной любви" - читала Ольга Литвинова), В.Маканина ("Голоса" - читал Павел Ващилин), Т.Толстой ("Ночь" - читала А.Дубровская), Е.Попова ("Зачем был Шашко" - читал О.Тополянский), В.Астафьева ("Песнопевица" - читала Янина Колесниченко), Е.Попова ("Как мимолетное виденье" - читала Юлия Чебакова), М.Палей ("Кабирия с Обводного канала" - читала Елена Лемешко).
Возможно, все привыкли ожидать некоторого праздника от таких вечеров. Действительно, задор, юмор, ирония и естественность свойственны творческим вечерам М.Брусникиной. Выстроить до конца режиссерскую основу сегодняшнего вечера оказалось непросто. До конца было непонятно какие рассказы войдут во Вторую главу, и видимо так же непонятно вышло с подбором актеров на этот вечер. Дело вовсе не в том, как читали ребята прозу. Многие читали так здорово, что зал рукоплескал даже тогда, когда на сцене оказывался новый участник перформанса. Но как мне показалось, Марина Брусникина честно пыталсь уйти от традиционного подхода к организации такого вечера, и сегодня ребята выйдя на сцену, разыграли лотерею среди зрителей, кинув в шляпу (как бы случайно там оказавшуюся), записки с названием рассказов (но думаю, там у всех было написано одно и то же). Но дальше эта шутка, конечно же, не пошла бы. Но режиссерски оказалось невнятно и не до конца продумано.
Главной темой Второй главы оказалась тема маленького человека со своими проблемами, мечтами, внутренними тараканами и, как водится, сложной душевной организацией. Поставить в одну линейку прозу Астафьева, Попова и Москвину - задача непростая. Подумалось, сидя в зале, что время летит так быстро и незаметно. Что вот они - Ващилин, Чебакова, Лемешко, Колесниченко - на голову превосходят в драматическом даре чтения молодежь. Конечно, Теплова и Дубровская не потерялись. Читали они так задорно и с выражением, что кажется, совсем скоро они прочно займут свое место на этой сцене, представляя и прозу, и поэзию... Техника - дело наживное. Немножко жаль, что время быстро летит. Потому что кое-что безвозвратно теряет свою актуальность, остроту...
Смотрела на Яну Колесниченко и в один момент мне почудилась Скарлет О'Хара - такая же бесстрашная, смелая, живая. Павлик Ващилин зажигал - ему подвластны такие тонкие переходы в переносе смысла произведения и этой самой актерской игры со словом - легко, будто играя в пинг-понг. Елена Лемешко замечательно представила мир Раймонды-Монечки.
Вообще, очень хорошо, что такие вечера проводятся. Лишь бы времени и желания хватало у организаторов делать это дело. А зрители всегда подтянутся. Зрителям необходимо размышлять и внимать новому. Как там Костя Треплев говорил? Нужны новые формы.
Здесь же, мне кажется, нужна режиссерская внимательность прежде всего. А вечер был замечательным. И это главное.
театр