Всплыла в очередной раз эта тема - сохраню тут себе ссылочку, штоб не проебать.
Ежели есть у кого более свежая инфа - с удовольствием ознакомлюсь. Набрасывайте.
http://www.motoforum.ru/forum/topic49841-90.html#p1111489 Да, как говорится, «эта музыка будет вечной…». Я про то, что тема эта будет вечной до тех пор, пока в ПДД не пропишут прямой запрет на езду в междурядье (ну, или прямое разрешение, что будет очевидной ошибкой и повлечёт рост аварийности).
Ну что ж, мне не лень и повториться, хотя все аспекты этой темы обсасывались, и не раз.
1. По поводу растиражированной бумажки из ПДД, указанной в этом посте:
Во-первых, ГАИ не имеет права заниматься юридическим толкованием законодательства в спорных случаях, подробнее - я об этом писал тут: http://www.motoforum.ru/forum/post920431.html#p920431ГАИ имеет право заниматься лишь разъяснениями законодательства в рамках своей компетентности (вопросы безопасности дорожного движения), когда его трактовка однозначна и не вызывает спорных ситуаций (проще говоря, если кто-то спрашивает по принципу «все поняли, а я нет, потому что я тупой, объясните поподробнее, пожалуйста»).
Вопрос о «междурядье» таким однозначным вопросом не является, так что ГАИ не имеет право отвечать на подобный вопрос (это прерогатива органа, издавшего ПДД, т.е. Правительства Россионии или, на крайний случай, Верховного Суда той же Россионии).
Во-вторых, если внимательно прочитать указанную бумажку, то она и не содержит прямого ответа на вопрос - разрешена или нет езда по «междурядью». Я сам отправлял подобный запрос в ГАИ, мне на него ответили более корректно, а именно примерно в такой манере: «мы не имеем права комментировать этот вопрос, однако прямого запрета на движение между полос в ПДД нет».
2. Чисто юридически, понятие «междурядье» не определено в ПДД (что является лишним подтверждением того, что езда по нему изначально не предусматривалась), как следствие, там не содержится ни прямого разрешения, ни прямого запрета на езду в нём.
3. Если понимать движение в «междурядье» как перемещение двухколёсного ТС без бокового прицепа между рядами остановившихся или двигающихся четырёхколёсных ТС, занимающих обозначенные полосы движения (т.е. в зоне разметки, разделяющей полосы движения), то в этом случае прямолинейная езда в этой зоне (о случае перестроения через пунктирную разметку мы не говорим, это не запрещено при выполнении правил перестроения) при реальных условиях современного движения в 95% повлечёт за собой нарушение как минимум двух пунктов ПДД - пп. 9.7 и 9.10.
2. Чисто юридически, понятие «междурядье» не определено в ПДД (что является лишним подтверждением того, что езда по нему изначально не предусматривалась), как следствие, там не содержится ни прямого разрешения, ни прямого запрета на езду в нём.
3. Если понимать движение в «междурядье» как перемещение двухколёсного ТС без бокового прицепа между рядами остановившихся или двигающихся четырёхколёсных ТС, занимающих обозначенные полосы движения (т.е. в зоне разметки, разделяющей полосы движения), то в этом случае прямолинейная езда в этой зоне (о случае перестроения через пунктирную разметку мы не говорим, это не запрещено при выполнении правил перестроения) при реальных условиях современного движения в 95% повлечёт за собой нарушение как минимум двух пунктов ПДД - пп. 9.7 и 9.10.
Цитата:
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.С учётом стандартной ширины полос (3,0…3,5 м) и средней ширины четырёхколёсных ТС (1,8…2,4 м), прямолинейное перемещение в «междурядье» без пересечения линии разметки (колесом или любым другим внешним габаритом ТС) невозможно.
Цитата:
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Несоблюдение безопасного бокового интервала юридически доказать сложнее, т.к. в ПДД нет чётких критериев для его определения, хотя в пособиях для автошкол есть чёткая формула, согласно которой минимальный безопасный интервал при попутном движении в междурядье выдержать невозможно даже при скоростях двухколёсного ТС и потока четырёхколёсных ТС, близких к нулю. Сама формула минимального безопасного бокового интервала выглядит так (выведена еще пол века назад проф. М.С.Замахаевым из МАДИ и остаётся актуальной и по сей день):
XП = 0,7 + 0,005 (V1 + V2) [м],
где V1 и V2 - скорости двух ТС [км/ч], для которых определяется интервал.
Таблица минимального безопасного бокового интервала для попутного движения
Напомню, что указанный интервал должен быть выдержан и справа, и слева от вашего ТС.
4. Согласно правоприменительной практике, целенаправленное и массовое наказание за междурядье» в настоящее время не имеет места быть, а если это и произойдёт, то к нарушителю могут быть применены только ст. КоАП Россионии 12.15.1 (нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, штраф 500 руб.) и 12.16.1 (несоблюдение требований, предписанных разметкой проезжей части дороги, предупреждение или штраф 300 руб.).
Хуже, если произойдёт ДТП в «междурядье», тут уже будет «рулетка» (виновность/невиновность будет зависеть от ряда обстоятельств и просто везения, т.к. опять-таки нет об этом чётких указаний в ПДД).
5. Очевидно, что езда в «междурядье» влечёт за собой дополнительные риски (по сравнению с ездой в полосе). В качестве случая официально разрешённой езды по «междурядью» часто приводят американский штат Калифорния. Так вот, в официальном руководстве для водителей штата Калифорния (California Driver Handbook) сказано следующее (цитирую по официальному русскоязычному тексту издания 2012 года, взятому с сайта «CA Department of Motor Vehicles»):
Цитата:
На перегруженной дороге мотоциклисты могут ехать быстрее транспортного потока. Им разрешается передвигаться в незанятом пространстве между двумя потоками двигающихся или стоящих автомобилей (движение в междурядье, lane splitting). […]
Предоставьте мотоциклу всю ширину полосы движения. Хотя правила разрешают делить с ним одну полосу, это небезопасно. Никогда не пытайтесь обогнать мотоцикл, находясь с ним на одной полосе.
Также цитирую специальное руководство для мотоциклистов, выпущенное там же, в Калифорнии (California Motorcycle Handbook):
Цитата:
Lane Sharing
Vehicles and motorcycles each need a full lane to operate safely. Lane sharing is not safe.
Riding between rows of stopped or moving cars in the same lane can leave you vulnerable. A vehicle could turn suddenly or change lanes, a door could open, or a hand could come out of a window. Discourage lane sharing by others. Keep a center position whenever drivers might be tempted to squeeze by you. Drivers are most tempted to do this:
• In heavy, bumper-to-bumper traffic.
• When they want to pass you.
• When you are preparing to turn at an intersection.
• When you are moving into an exit lane or leaving a highway.
Перевод (выполнен мной):
Цитата:
И автомобилям, и мотоциклам нужна вся ширина полосы для безопасного движения. Совместное движение в одной полосе не является безопасным. Перемещение между рядами остановившихся или движущихся автомобилей при совместном расположении в полосе создаёт для вас дополнительную угрозу. Автомобиль может внезапно повернуть или перестроиться, дверь может открыться или рука высунуться в окно. Не одобряйте совместное расположение в одной полосе для других водителей.Занимайте центральное положение в полосе в том случае, когда водители автомобилей пытаются «прижимать» вас сзади. Подобная ситуация обычно имеет место в следующих случаях:
• В плотном трафике (бампер-к-бамперу).
• Когда вас хотят опередить.
• Когда вы готовитесь к повороту на примыкающую дорогу.
• Когда вы перемещаетесь в сторону полосы торможения или покидаете автомагистраль.
Общие выводы:
- прямого запрета (равно как и прямого разрешения) на езду в «междурядье» в ПДД в настоящий момент нет,
- в реальной дорожной обстановке в силу косвенных причин езда в «междурядье» без нарушения ПДД невозможна,
- реальной широкомасштабной правоприменительной практики наказания за езду в «междурядье» в России на данный момент нет (но она может возникнуть в любой момент, достаточно одной команды «сверху»),
- в случае ДТП в «междурядье» у мотоциклиста нет 100% гарантии (это мягко говоря), что он не будет признан виновной стороной,
- вне зависимости от юридической оценки, езда в «междурядье» создаёт дополнительные риски (по сравнению с ездой в полосе), которые у мотоциклиста и так по умолчанию на порядок выше, чем у автомобилиста (с учётом несравненно более серьёзной тяжестью последствий любой аварии),
- степень допустимого риска каждый для себя определяет сам, исходя из своих представлений своей (и чужих) человеческой жизни.
P.S. Пока писал, Алексей, СПб уже опередил с комментарием по поводу безопасного бокового интервала, но удалять из своего поста не стал - пусть всё будет в одном месте, чтобы потом можно было на него ссылку давать, когда эта «музыка» опять «заиграет» :-)