"Денис, я много раз видел в разных фильмах или читал в книгах, что знатоки вина, только пригубив, сразу называют что это за вино, с каких виноградников и даже какого года выпуска/розлива. Интересно, насколько много правды в этом?"
Ответ на этот вопрос не так прост как кажется.
Дело в том, что у каждого сорта винограда есть так называемые "сортовые черты", которые в значительной степени определяют, какой аромат и вкус будут иметь вина из этого сорта. Опытный дегустатор, за плечами которого не одна сотня отпробованых образцов, действительно знает эти признаки и если встречает их в незнакомом вине может, порой, точно назвать сорт винограда из которого вино сделано. Точно также и регионы происхождения вина - климат, почвы, высота над уровнем моря и еще десятки, если не сотни, различных параметров, присущих тому или иному уголку земли совершенно уникальны и накладывают на вино определенный отпечаток. Эту совокупность особенностей в виноделии принято называть словом "терруар". И, опять же, опытный дегустатор порой может с совершенной уверенностью пробуя вино назвать не только сорт винограда, но и место, из которого происходит вино. С годом урожая ситуация еще проще - годы бывают жаркие и прохладные, сухие и дождливые, с ранним созреванием винограда и с затянувшимся. И, как вы уже догадались, в вине все эти нюансы тоже проявляются. Помня, какие особенности имели те или иные годы за последние 10-15-20 лет, эксперт дегустатор может назвать и год урожая.
Так что может показаться, что ответ - "да!". Но!
Но в реальности есть и обратная сторона, вторая половина ответа. И состоит она в следующем: все, что написано в первой части может быть сделано только при стечении множества условий. Во-первых дегустатор должен быть хорошо знаком с тем сортом винограда из которого сделано вино. Однако в мире существует несколько тысяч сортов винограда, от самых популярных типа Каберне Совиньон или Мерло, до совершенно никому не известных типа Адреули Шави или Атуркужа. И совершенно очевидно, что если дегустатор никогда в жизни не пробовал этих, последних, то у него нет ни малейшего шанса угадать это по вину. Даже у самых "продвинутых" дегустаторов счет сортам, которые они пробовали хотя бы раз в жизни идет максимум на сотни (у меня, например, это порядка 400), при том, что всего в мире существует несколько тысяч сортов винограда. Продолжаем с остальным - если дегустатор никогда в жизни не пробовал вино, сделанное из винограда выращенного во Вьетнаме, то и в этом случае его шансы на правильную угадку строго нулевые - ему неизвестны ни вкусовые особенности даже самых популярных сортов в условиях этой страны, ни особенности винодельческой технологии, равно как и все остальное.
"Хорошо", - скажете вы, - "а если это, например, Франция и сорта самые популярные, то тогда как?"
Даже и тогда все неоднозначно. Дело в том, что винодел всегда может "извратиться" и использовать для своего вина какие-то крайне нестандартные технологии виноделия, например сделать Пино Нуар по кахетинской технологии, без гребнеотделения, с карбонической мацерацией или термовинификацией. В результате у него, скорее всего, получится какое-то "Квазимодо" (хотя нельзя исключать и того, что он внезапно сделает что-то гениальное), и это будет настолько необычно и непохоже на все остальные Пино Нуары его региона, что ни один дегустатор в мире не сможет даже издали угадать, что же у него в бокале.
Таким образом вторая часть ответа - "нет!".
Итого, в общем и целом: если вино происходит из популярного региона, сделано из традиционного для данной местности сорта по традиционной для данной местности технологии - то у хорошего дегустатора очень высокие шансы угадать, что же именно он пробует. Но если хотя бы одно из этих условий нарушено - его шансы резко падают, вплоть до нулевых.
Денис Руденко в социальных сетях:
[Telegram] [Facebook] [Instagram] [Twitter] [Livejournal]