Подорожают ли вина к концу года?

Jun 07, 2017 06:22

О весне 2017 года, заморозках, вине и ценах на вино, а также о ближайших вероятных событиях на российском винном рынке поговорили с телеканалом МИР24.


  • Новостные ленты принесли сообщения, что во многих регионах мира эта весна была на редкость неблагоприятной. Верно ли, что многие винодельческие районы серьезно пострадали от заморозков? Как обстоят дела в России?
    Действительно, эта весна преподнесла виноделам немало неприятных сюрпризов. Особенно сильно досталось северным районам Франции, Италии и Испании. О серьезных проблемах с заморозками сообщили многие хозяйства Бордо, Шампани, долины Луары. Большой урон получили виноградники Британии, поступали аналогичные новости из северных регионов Италии. В основном заморозки нанесли урон уже распустившимся лозам, уничтожив часть побегов. Сами лозы, как многолетние растения, конечно уцелели - заморозки в несколько градусов ниже нуля виноград в целом переносит, но урожай 2017 года, безусловно, существенно пострадал. Многие винодельни уже объявили, что прогнозируемые потери составят от 50 до 80 процентов от обычного уровня.
    Однако в российских винодельческих регионах похолодание было некритичным - оно вызвало только небольшую задержку вегетации (поздний старт роста побегов и соцветий, задержку цветения). Однако существенной потери почек или побегов не было, похолодание не нарушило фаз вегетации и не повредило существенно будущему урожаю. Пока у нас ничего катастрофического не произошло. И наверное уже не предвидится.
    Конечно нужно смотреть на остаток года - в виноградарстве и виноделии нельзя быть до конча уверенным в том, какой год получится в итоге до того момента, как весь урожай окажется на винодельне, но текущее положение таково, что пока погода ничего в российском виноделии существенно не испортила. С российским вином пока все вполне благополучно.
  • А европейских вин у нас будет меньше? Виноградники-то померзли как раз в период цветения.
    Это очень сильно зависит от того, о каких именно винах мы говорим. В первую очередь проблемы с погодой проявятся на рынке вин категории «премиум» - многие из этих вин производятся в тех регионах где виноградники действительно серьезно пострадали.
    Однако, в категории супермаркетного вина, которое мы, в основном, видим на полках супермаркетов, эти зоны не всегда "играют первую скрипку" - существенную часть этих вин производят винодельческие зоны расположеные южнее. Французский Лангедок, долина Роны, итальянская Тоскана, Апулия, Сицилия, страны Нового Света - все эти регионы под заморозки не попали.


    Поэтому существенного недостатка в винах массового сегмента не предвидится. В целом, на винном рынке уже много лет существует заметный кризис перепроизводства. В Евросоюзе ежегодно около 10% произведенного и непроданного вина отправляется на перегонку для разных промышленных нужд. К тому же на рынке массового вина существует серьезная конкуренция, которую европейским винам оказывают Чили, Аргентина, Новая Зеландия, Австралия и ЮАР. Плюс есть недопроданные стоки за прошлые годы, поэтому в массовом сегменте никаких сильных потрясений и катастроф тоже не произойдет. И значительного недостатка импортного вина ощущаться не будет.
    Что касается премиального сегмента, то в нем произойдет как минимум снижение объемов производства, поскольку многие виноградники попали под заморозки. Из "больших грандов" о серьезных проблемах сообщили Шато Анжелюс, Шато Газен, Петрюс и многие другие. Большинство хозяйств произведет существенно меньше вина, чем в обычные годы. Многих вин в этом году сделано не будет вообще. К примеру у одного моего знакомого винодела в итальянском Пьемонте один из виноградников полностью попал под заморозки и вероятно не даст никакого урожая. Значит, вина этого сорта у него в линейке в этом году не будет. Однако, пострадали не все виноградники - посадки на других, более теплых участках не пострадали и другие вина, которые делаются из винограда, поступающего оттуда, будут сделаны.
    Каким в итоге получится вино этого года мы пока со 100% уверенностью сказать не можем - история виноделия знает много случаев, когда плохо начавшийся год давал в итоге маленький, но очень хороший по качеству урожай. И в результате вина были произведены в небольшом количестве, но высочайшего качества.
  • Значит, существенного увеличения цен на вина массового сегмента не произойдет?
    Напрямую по вине заморозков - нет. Но нельзя сказать, что его вообще не будет. Во-первых, снижение конкуренции на рынке массового вина даст возможность остальным производителям немного поднять ценовую планку. А во-вторых, несмотря на то, что недостатка вина не будет, подорожание произойдет, но по другим причинам. В ближайшие месяц-два нас, вероятно, ждет повышение цен на импортные вина на 50 рублей за бутылку, а российского - рублей на 30 за бутылку.


    Дело в том, что российский Минфин на в начале мая выпустил разъяснение о том, что ранее ввозившиеся в нашу страну вина облагались акцизами не правильно. В российском законодательстве есть такое понятие, как «вино с защищенным географическим указанием». Это те вина, на которых написано, из какого региона они произошли. То есть не страна: Италия, Франция, Германия, Россия, а конкретный регион: Бордо, Тоскана, Мозель и так далее. В европейской классификации этому понятию соответствует аббревиатура IGP. В законе прописано, что такие вина облагаются пониженной ставкой акциза - 5 рублей за литр.
    Однако в письме Минфина содержатся разъяснения, в которых четко указывается, что пониженная ставка акцизов применялась к импортным винам неправильно. Российский закон написан так, что если следовать строго его "букве", то понятие ЗГУ может применяться только к отечественным винам. К импортным винам этот термин не может быть применим, не по смыслу, а строго формально, по тому, как написан наш закон. Соответственно, все зарубежные вина должны оформляться просто как импортированное вино и облагаться ставкой акциза 18 рублей за литр.
    Таким образом с начала мая все импортированные вина получили добавочные 13 рублей акциза на литр. Это плюс 10 рублей к себестоимости бутылки для импортера. Соответственно, на эти 10 рублей начинают накручиваться проценты: за растаможку, за логистику, прибыль импортера, маржа дистрибьютора, маржа ритэйла… И в конечном счете на полке любая бутылка импортного вина должна подорожать на 40-50 рублей. Это особенно ощутимо для общедоступного недорогого вина.
  • Но российского вина подорожание не коснется и спрос на него должен стать выше?
    Казалось бы, это хорошо для российского производителя. Действительно, ведь если импортное вино подорожает, наше начнет активнее покупаться. Но было бы наивно предположить, что наши виноделы не воспользуются этой благоприятной коньюнктурой и не поднимут свои отпускные цены - изменение цен на импортные вина на 50 рублей непременно повлечет за собой повышение цен на российские вина на 30-40 рублей. Потому что никто же не будет упускать возможности выручить за свой товар немного больше, если для этого есть возможность. Хотя для российских вин акциз и не изменился потребителю, по моему мнению, все же следует ожидать, что российские вина тоже подорожают вслед за импортными.

  • Так на что же стоит смотреть в первую очередь в недорогом вине массового сегмента?
    Импортеры в последние годы активно заняты поиском источников недорогого вина. Поскольку рынок дорогого вина у нас довольно узкий, то многими основной упор делается именно на массовые вина. Еще год назад после кризиса шли активные переговоры и заключались сделки с теми производителями вина, с которыми раньше россияне работали мало, а иногда и вообще не работали.
    Наши торговые компании исследуют те винные регионы, которые не имеют громких раскрученных имен. Из-за этого отпускные цены производителей там пониже. Если сейчас рассмотреть винные полки среднего супермаркета, то станет очевидно, что там стоит много вина из не самых известных потребителю регионов. Из французских это юго-запад страны и регион Лангедок, где производится менее дорогое, менее раскрученное, менее пафосное вино.
    Если мы говорим про Испанию, то появляются вина из более демократичных регионов, таких, как Хумилья, Наварра и Аликанте. Прибавили в ассортименте вина из не самых популярных винных районов Италии. Вино везут даже из таких регионов, про которые раньше массовый потребитель ничего не слышал. В этих регионах производители готовы продавать свои вина дешевле за счет того, что местные виноделы очень заинтересованы в выходе на российский рынок.
    На наш рынок активно выходят и португальские вина. Удивительно, но этот богатейший винодельческий район раньше был плохо представлен на российском рынке. Сейчас португальские вина активно ввозят многие сети алкомаркетов. Соотношение «цена-качество» у этих вин зачастую совершенно великолепное, особенно если говорить о белых винах региона Бейраш и о винах Лиссабона.
    С помощью продукции новых для нас винных регионов наша винная отрасль ищет возможность для обновления, оживления продаж и, в конечном счете, для выживания.

{комментарии}

Previous post Next post
Up