Виноделие в Приорате началось еще в средневековье, когда монахи-картезианцы террассировали и засадили лозой склоны горы Scala Dei (что означает "божественная лестница"). В то же время местные крестьяне, лишь отчасти шутя, называли эти места Преисподней, за то количество поистине каторжного труда, которое требовалось вложить в виноградник, прежде чем получить от него хоть какой-то результат.
Конечно для настоящего любителя вина все испанские винные регины прекрасны. Я вполне могу, закрыв глаза, в доли секуны перенестись на рубиновые и желтые виноградники осенней Риохи, поднять из-под ног гальку с виноградников Торо или взглянуть на скалы Монсеррат с виноградников Пенедеса. Но вряд ли какой-то другой регион произвел на меня столь же сильно впечатление, как Приорат.
Когда я еще школьником прочитал "Затерянный мир" КОнан-Дойля, помню, очень жалел, что эта прекрасная идея, о высоком и недоступном скалистом плато, на котором существует какая-то иная жизнь, в реальности совершенно невозможна. Однако, Приорат - это практически оно. В самом деле - очень маленкая, непохожая ни на что горная территория, крутые склоны которой сильно террассированы и покрыты виноградной лозой. Это одно из немногих мест, где виноградник может быть прекрасно виден от здания винодельни, но чтобы добраться до него пешком придется потратить многие часы, шагая по горному серпантину вверх или вниз на сотни метров. По такому серпантину, где порой легковой джип с трудом вписывается в поворот, делая это в 2-3 приема.
О почве Приората, если это можно назвать почвой, знаменитой "ликорелье" сказано очень много, вряд ли стоит сильно повторяться, хотя эта смесь дробленого красноватого кварцита и темного, черно-коричневого сланца производит очень яркое впечатление. Глядя на нее трудно даже понять, чем живет виноград на этих склонах - настолько бедна она органикой. Добавьте к этому палящее летнее солнце, нагревающее камни до 40-45 градусов, низкое количество осадков (400-500 мм в год), резкие смены погоды в весенне-осенние сезоны и пронизывающие, почти кинжальные ветра на вершинах - это будет почти полный портрет этой, одной из самых удивительных испанских винодельческих зон.
Вина Приората редко кого оставляют равнодушными - в них либо влюбляются сразу и надолго, либо удивленно отставляют в сторону "до поры до времени": концентрация вкуса и аромата в них таковы, что некоторые мои знакомые, попробовав, сказали, что мощь и сила этих вин для них чрезмерны. Мне же кажется, что именно они являются наиболее точным воплощением фразы "кровь земли" - густая, багровая кровь каменного сердца Испании.