Когда, много лет назад, возле моего дома появилось заведение с вывеской "Клубный ресторан" в моем воображении сразу же нарисовалось нечто элитарное и недоступное для простого человека с улицы, этакий британский клуб джентльменов из книг Артура Конан-Дойля, куда попадают по рекомендации старых, проверенных членов и куда ходят по вечерам, чтобы спокойно провести вечер за чтением газет и тихими беседами в узком кругу. Позже я узнал, что владелец всего-лишь пытался сформировать заведению постоянную аудиторию, не вкладывая в слово "клуб" никакого другого смысла. Добился он, впрочем, строго обратного - пугаясь воображаемой "элитарности" мимо проходящая публика в заведение не заходила.
Слово "клуб", пожалуй, является одним из самых ярких примеров того, как в результате смены социального устройства общества меняется и язык, меняются значения слов. Во времена социалистические слово "клуб" имело массу значений, от сельского "клуба культуры", до "клуба филателистов" или "клуба любителей фантастики". В основном клубами назывались различные неформальные сообщества людей, объединенных некоторым общим интересом. И именно так, без какой-то элитарной составляющей, и следует читать слово "клуб" в названиях большинства современных российских винных клубов.
Клуб - это нечто среднее между винной школой и дружеской компанией. Здесь не бывает формальных лекций или практических занятий, редко когда существует заранее известный жесткий график и программа, принципиально отсутствует контроль какой-либо посещаемости. Не имея возможности осуществлять одну из самых востребованных в мире клубных функций - совместные закупки вина напрямую на винодельнях в адрес клуба и находясь в неоднозначной ситуации с правом на образовательскую деятельность, российские клубы вернулись к своей изначальной функции - организации для своих членов неформального вечернего досуга, тематического общения с обменом мнениями и знаниями о вине, совместных дегустаций.
И в этой ситуации особое значение имеет личность ведущего, его коммуникативность, его харизма. Формальная организация винного клуба может быть самой разной, но неизменным остается одно и то же - за каждым активно действующим и популярным клубом стоят вполне конкретные 1-2 человек. Любительский клуб "
750ml" это Денис Руденко и Сергей Александров, клуб "In Wine" - дело рук Екатерины Захаровой. Клуб профессионалов винной отрасли, базирующийся в баре "Черветти" - заслуга Вячеслава Балюка и Романа Михайлова. Винный бар "Винтаж" (который формально казалось бы нельзя отнести к числу "чистых" клубов) обязан своей атмосферой Игорю Зибраку. В Санкт-Петербурге работают Кирилл Бурлуцкий и Алина Рапольд. И это далеко не все - перечисление одних только винных сообществ может занять еще не одну строку, не считая весьма близких по смыслу клубов любителей виски и крепких напитков, чайного, сигарного сообщества и т.д.
Вино - удивительный напиток в том плане, что оно всегда отображает личность винодела, его характер, его темперамент, его взгляды. Существуют вина сделанные строго формально, без души, которые тем не менее продолжают продаваться десятками и сотнями тысяч ящиков. Есть вина, по которым видно, что винодел очень старался что-то донести до потребителя, но сам еще не вполне понимает что и как. Но самыми интересными винами, что не удивительно, являются те бутылки, в которых мастер не пытался угодить усредненному вкусу, а напротив, стремился раскрыть какие-то новые, необычные грани и аспекты древнего напитка. Так же и винный клуб - умение ведущего не просто выложить гостям какие-то сухие знания по странам, сортам и регионам, но создать общую атмосферу увлеченности, поддерживать обмен мнениями, участвуя в нем наравне со всеми, и создает то, что называется "винный клуб".