В конце прошлого года законодательный принтер вбросил из себя новые запреты на рекламу алкогольной продукции всех видов и мастей, разом задав исключительно жесткую планку, такую, какая сравнима с запретом на подобную рекламу в странах, где преобладающей религией является ислам. С этого года реклама алкоголя запрещена не только на телевидении, но и в периодических печатных изданиях (прощай винная пресса, ты умерла почти и не родившись), а так же в Интернете. Отдельный вопрос задали выставочные компании - "А нам что делать? Как проводить винные и ресторанные выставки с участием производителей алкоголя?". И вот теперь мы получили ответ на этот вопрос.
Ответ ФАС на запрос ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР» о рекламе алкогольной продукции»
Генеральному директору ЗАО «Экспоцентр» С.С. Беднову
О рекламе алкогольной продукции
Уважаемый г-н Беднов!
ФАС России рассмотрел обращение ЗАО «Экспоцентр» об участии производителей или продавцов алкогольной продукции в выставках и сообщает.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
В соответствии с частью 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
При этом согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные данным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого данным Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», реклама алкогольной продукции, а также реклама с использованием средств индивидуализации изготовителей или продавцов указанной продукции не должна размещаться в выставочных залах.
Вместе с тем само по себе участие производителей или продавцов алкогольной продукции в выставках и ярмарках не подпадает в сферу регулирования Федерального закона «О рекламе».
2. Согласно пункту 8 части 2 статьи 2 указанного закона, данный Федеральный закон не распространяется на любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.
Таким образом, размещение производителем или продавцом алкогольной продукции на выставочных стендах непосредственно самого товара не может рассматриваться в качестве рекламы данного товара.
3. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на выставочном стенде производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей выставки об ассортименте товаров и отвечают целям проводимой выставки.
Учитывая изложенное, информация о производимой или реализуемой алкогольной продукции, размещенная на выставочном стенде производителя или продавца указанной продукции, рекламой не является, и требования Федерального закона «О рекламе» на указанную информацию не распространяются.
Однако в случае, если в оформлении выставочного стенда привлекается внимание к конкретному товару, и данный товар выделяется среди однородных товаров, указанная информация может быть признана рекламой.
4. Согласно части 4 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.
Таким образом, организация дегустации алкогольной продукции и проведение дегустационных конкурсов вне стационарных торговых объектов, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, Федеральным законом «О рекламе» не допускаются.
Статс-секретарь - заместитель руководителя
Федеральной антимонопольной службы России
Цариковский Андрей Юрьевич
В переводе с канцелярита на русский язык это значит:
1. Винные выставки проводить можно, но
2. На стендах участников ни один из видов продукции не должен выделяться среди других. То есть если вы сделали новую марку вина, пива или водки вы не можете сделать баннер или оформление стенда специально под нее, это реклама, можете только просто поставить бутылки с этим напитком на стенде.
3. Если помещение не имеет лицензии на продажу алкоголя, вы не имеете права проводить в нем дегустации. И даже дегустационные конкурсы любого формата. Ни для кого.
Отсюда выводы - выставок с дегустациями вина ни в "Крокусе" ни в "Экспоцентре" больше не будет. Салонов вина, ни национальных, ни портфельных для компаний-импортеров в выставочных центрах или гостиничных конференц-залах больше не будет. Любые дегустации, в том числе дегустационные конкурсы теперь могут проходить только в помещениях магазинов и предприятий питания, имеющих лицензию на розничную продажу алкоголя.
Закон dura, но закон.