Винтаж в игристых винах редкость, так как для узнаваемой органолептики необходимо смешивать несколько виноматериалов, в том числе разных лет. В тихих же винтаж есть гораздо чаще, в чем отличие?
Действительно это так - в игристых и крепленых винах мы видим довольно много случаев в разных странах мира, когда вина не имеют года урожая на этикетке, потому что производятся путем смешивания вин разных лет урожая. Это практически все игристые вина из Шампани (не 100%, но большая часть), это также большая по объему часть портвейнов, мадер, марсалы и некоторых других вин. Почему так сложилось?
Причин для этого существует несколько. Одна из самых основных состоит в том, что большинство вин не имеющих указания года урожая на этикетке - это исторически вина, которые изначально производились для рынков, расположенных далеко от места производства, максимально стабильные, чтобы выдерживать перевозку на большие дистанции. Сухие вина до начала XX века и исследований Пастера была сравнительно нестойкие, о чем свидетельствуют цены на «молодое вино» и «прошлогоднее вино» в XVIII - XIX веках, а также и объемы вин в международной торговле. Представьте себе - если посмотреть на объемы сухих вин в импорте Британии, то оказывается, что один Париж в 1890-е годы потреблял из в 6-7 раз больше, чем вся островная империя. Зато объемы хереса, мадеры и остального - поражают воображение.
И для этих вин потребителю, удаленному от места производства, гораздо важнее было иметь из года в год относительно стабильный вкус вина, чем вникать в различия разных лет урожая. А, следовательно, и винным негоциантам (купцам, занятым торговлей вином) было выгоднее каждый год смешивать партии вин разного качества для получения сравнительно однородных вин, сохраняющих узнаваемость из года в год.
Это привело к возникновению среди крепленых вин понятия «винный дом», или, если угодно, «бренд». Нетрудно видеть, что в крепленых винах мы знаем гораздо больше «негоциантских домов» (для портвейна, например, это британские дома Dow ’ s , Taylor ’ s , Croft , Warre и другие), чем названий конкретных виноделен.
С тихими же винами практика долгое время была совершенно другая: тихие вина больше удовлетворяли местный спрос и имели местное значение, поэтому за ними сохранялся и год урожая, и название винодельни.
Крепленые вина отлично сохранялись в течение нескольких лет, в отличие от сухих вин, которые выпивали в год урожая, и нечего было подмешивать, нечего было добавлять.
Поэтому пути игристых и крепленых вин (и, кстати ароматизированных - вермутов) пошли в разные стороны: одни пошли в сторону брендирования, в сторону сборки (купажа) вин разных лет урожая, а другие остались в том виде, в котором они продавались локально, с указанием года урожая винограда.