На берегу моря, 1883 <<< Алина Шариго, жена художника >>>
Давайте, дорогие друзья, отдохнем от темы финансов и поговорим о чем-нибудь великом. Например, о живописи.
С детства терпеть ненавижу портретную живопись. Почему? Бог весть. Портреты не в моём вкусе. Однако есть несколько художников, портреты в исполнении которых мне нравятся. Один из них - французский импрессионист Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir, 1841-1919). Создавая портрет анфас, он тщательно прорисовывал лицо, особенно глаза, а остальную часть картины оставлял как бы в дымке, в стиле импрессионизма.
Собрал в этом посте несколько наиболее ярких и характерных портретов в профиль и анфас кисти Ренуара.
I. Групповые портреты
Чтение, 1890.
Урок фортепиано, 1889
Девочки за пианино, 1892
Две сестры, 1889
Девушки, цветы и шляпы, 1894
II. Портреты одетых
II.1. Анфас
Люси Берар, 1884
Девушка с венком, 1908
Девушка с розовым пером, 1876
Тереза Берар, 1879
Девушка в соломенной шляпе, 1884
Жан Ренуар, 1901 <<< Это не девочка, а сын художника!!! >>>
Жан Ренуар с обручем, 1898 <<< Сын художника >>>
II.2. Профиль
Мадемуазель Ирен Каен Анверс, 1880
Голова девочки, 1888,
Девочка с ромашками, 1889
Девочка с корзинкой, 1888
Сюзанна Валадон, 1885
III. Портреты купальщиц
Портреты купальщиц составляют значительный пласт в творчестве Ренуара.
Прежде чем перейти к ним, позвольте процитировать фрагмент из пародийного романа Грэма Грина "Наш человек в Гаване" (1959). Изображения купальщиц навевают этот фрагмент.
...как-то раз - Милли тогда было тринадцать - его вызвали в американскую школу при монастыре св. Клары... Жалоба на дочь была серьезная: она подожгла маленького мальчика по имени Эрл... Правда, как признала сама мать-настоятельница, Эрл первый дёрнул Милли за косу, что никак не оправдывало поступка Милли, который мог иметь самые пагубные последствия, если бы другая девочка не окунула Эрла в фонтан...
Как выяснилось, за полгода до того, как она подожгла Эрла, Милли показывала своим одноклассникам на уроке рисования коллекцию открыток с изображением самых знаменитых картин в мире.
- Не понимаю, что здесь плохого.
- В двенадцать лет, мистер Уормолд, ребенок не должен восхищаться одной только наготой, какие бы великие художники ее ни изображали.
- Неужели там не было ничего, кроме наготы?
- Ничего, за исключением «Махи одетой» Гойи. Но у Милли была и раздетая...
К чему этот фрагмент? С точки зрения настоятельницы, в картинах великих художников, изображающих обнаженное тело, нет никакого искусства, там вообще ничего нет, кроме наготы. В этом юмор. Но есть и другое толкование процитированного эпизода. Девочка принесла в школу эротические открытки и заявила учителям, что это картины великих художников. Учителя это съели, т.к. из-за своей дремучести не могли отличить эротические открытки от картин великих художников. С точки зрения учителей между эротическими открытками и картинами великих художников никакой разницы нет, поскольку и тут и там учителя видят одну только наготу.
Итак, купальщицы.
Большие купальщицы, 1887 <<< жена художника внизу справа в профиль с косой, а слева - Сюзанна Валадон >>>
Купальщица, 1887
Сидящая купальщица, 1906
После бани, 1910
Купальщица, 1892
Блондинка-купальщица, 1881
Спящая, 1897
Надеюсь, небольшая экскурсия по портретам Ренуара вам понравилась. Галерея картин Ренуара:
http://xn----8sbhj4bcqddkp9j.xn--p1ai/galr.html Поздравляю всех с наступающими праздниками - Новым Годом и Рождеством!
Ну, и соответственно, картина Васи Ложкина «В праздник»:
В праздник (другое название "Романтика", но "Свидание" подходит больше) / картина Васи Ложкина
Давайте, дорогие читатели, проголосуем.
Poll Считаете ли Вы, что картины Васи Ложкина превосходят картины Ренуара по художественной выразительности? У российских любителей живописи название картины «В праздник» вызывает воспоминание о другой картине с тем же названием, которая была написана Николаем Кузнецовым в 1879 г. и находится в ГТГ:
В праздник / Кузнецов, 1879 г., ГТГ.
Контраст между веселым «Праздником» у Ложкина и грустным «Праздником» у Кузнецова очень бросается в глаза. Праздник у Кузнецова с одинокой крестьянкой в праздничном наряде на фоне заросшего сорняками поля навевает мысли о женах мобилизованных и всякие другие скорбные мысли, хотя картина была написана более 140 лет назад. Обобщенный образ жен мобилизованных, в свою очередь, вызывает ассоциации с грустными образами одиноких «солдаток» в творчестве Нобелевского лауреата Ивана Бунина, например, в печальной повести «Митина любовь» (1924 г.) и др. Предвижу праведный гнев отдельных читателей: «Вот ушлый аффтар! Завлёк Ренуаром, а закончил Кузнецовым! И даже Буниным! Начал за здравие, а кончил за упокой!» Извиняюсь, если подпортил кому-то праздничное настроение. Но такова жизнь, от действительности никуда не уйдёшь. Се ля ви, как говорят соотечественники Ренура!
В заключение, как обычно,
Музыкальная пауза.
Картина Кузнецова навевает также песню советского периода «На горе колхоз...», которая считается народной и была исполнена Евгенией Смольяниновой в х/ф «Садовник» (1987)
https://www.youtube.com/watch?v=yiDQyRr3hFA (или
https://www.youtube.com/watch?v=aVcH56XFDTw ) В варианте Надежды Крыгиной песня звучит более задорно:
https://www.youtube.com/watch?v=MNF37LF4EFA Всем желаю мира и добра в Новом Году!