Авантюризмы №1 - Русские Гавайи

Dec 01, 2016 09:00

По материалам статьи Алексея Плотникова по ссылке - История Государства.
Видеоролик на основании этого материала по этой ссылке.


Случилась эта история в далеком 1815 году в столь же далеком Тихом океане, через несколько лет после окончания войны с Наполеоном. В целях экономического использования и потенциальной колонизации далеких земель, Российская империя, не имевшая достаточных сил и средств на эти мероприятия, передала государственные полномочия на сей счет частным коммерсантам. Полугосударственная колониальная торговая "Российско-американская компания", основанная Григорием Шелиховым и Николаем Резановым и утверждённая императором Павлом Первым в 1799 г. явилась основным представителем российской власти в регионе Тихого океана. Именно она основала колонии в Аляске и Калифорнии. Причем слово "американская" в названии означало лишь регион деятельности, а не участие американцев в ней.




В 1814 г. руководитель Российско-Американской компании Алексей Андреевич Баранов направил к королю Сандвичевых (Гавайских) островов Камеомео для установления с Гаваями торговых отношений компанейское судно «Беринг» под командованием шкипера Бенита. Однако у острова Кауай судно попало в шторм и было выброшено на берег, а его груз был разграблен туземцами. Вождь острова - Каумуалия, давний враг Верховного короля Гавайев Камеамеа Первого, который убил его отца, несмотря на обращения представителей компании, вернуть товар отказывался, ссылаясь на то, что выброшенное судно является его добычей и потребовал выкуп в 100000 рублей.


Александр Андреевич Баранов (1746 - 1819 гг.) - русский государственный деятель,
предприниматель, первый Главный правитель русских поселений в Северной Америке

Дело в том, что с 18 века на Гавайских островах существовали четыре полугосударственных объединения, которые после продолжительных междоусобиц к 1810 году были объединены королем Камеамеа Первым при помощи европейского оружия и под серьезным влиянием американцев, заинтересованных в местном китобойном промысле. Естественно, присутствие русских купцов серьезно раздражало зарубежных помощников короля, чем они не применули воспользоваться, возбудив против них давнего врага местного короля. В ответ на это, Баранов тут же послал на выручку вооружённую экспедицию на корабле «Открытие». Так уж сложилось, что на корабле оказался наш главный герой Георг Шеффер, благодаря которому эта история приобрела неожиданный ракурс.


Георг Антон Алоис Шеффер - немецкий путешественник, натуралист и особенно авантюрист родился в Германии (Франкония) в 1779 году. В январе 1808 получил звание доктора медицины в Мюнхене и в том же году эмигрировал с женой Барбарой в Россию. Сначала он жил в Санкт-Петербурге, а в 1812 переехал в Москву, где за свои медицинские заслуги был пожалован титулом барона. По некоторым сведениям, был магистром Ордена масонов. Однако, помимо медицинской практики, Шеффер много времени уделял изучению ботаники и минералов. В 1812 году Георг случайно встретился с другом детства Францем Леппихом на московской улице и был им назначен «директором физических и химических принадлежностей» на строительстве боевого управляемого аэростата в Воронцово. После неудачи Леппиха построить шар к Бородинскому сражению Георг сопровождал эвакуацию 130 подвод с материалами аэростата через Коломну в Нижний Новгород, а затем и в Ораниенбаум.


Потеря имущества при пожаре Москвы во время войны, признаки душевного расстройства у жены Барбары и отъезд Леппиха из России подвигли Шеффера в 1813 году принять участие в морской экспедиции на Аляску на военном шлюпе «Суворов». Однако, на Аляске, благодаря своему амбициозному характеру, он вступил в конфликт с капитаном судна, будущим адмиралом Михаилом Петровичем Лазаревым и был списан с борта в Новоархангельске, как «лицо, нетерпимое на судне». Здесь его и подобрал на свою голову в 1815 году корабль "Открытие" в качестве судового медика. По пути к островам, он убеждает представителей компании передать в его ведение переговоры.

Новоархангельск, Аляска

В задачу Шеффера входило добиться возврата судна и груза или получения соответствующей компенсации сандаловым деревом. Вначале Камеомео принял русских очень хорошо, но вскоре, из-за противодействия и интриг американцев, распускавших слухи о том, что Шеффер, якобы, прибыл с разведывательной миссией, имеющей цель подготовить захват русскими островов, отношение короля изменилось. В этих обстоятельствах Шеффер был вынужден покинуть резиденцию короля и перебраться к тому самому вассалу Каумуалии, захватившему груз, приготовившись силой освободить его.
Однако, встреча с Каумуалией принесла неожиданный желаемый результат - Шеффер вылечил от болезни Каумуалию и его любимую жену, чем приобрел полное доверие и расположение правителя Кауаи. Кроме того, Каумуалия искал могущественного покровителя способного обеспечить ему независимость от Верховного короля Камеамеа и решил использовать в этом качестве Россию.


Камеамеа I или Камехамеха (ок. 1758 - 1819 гг.) - первый гавайский король.
В старой литературе известен как Тамеамеа.

В результате переговоров, Шеффер заключил с Каумуалией соглашение, которое открывало для компании реальную возможность закрепиться на Гаваях, создав там свое поселение. По его условиям, Каумуалия обязался вернуть корабль «Беринг» и захваченный груз, обязывался ежегодно доставлять в Русскую Америку полное судно сушеной тары и передать всё сандаловое дерево с подвластных Каумуалии островов в распоряжение Шеффера, для монопольной торговли компанией. Русским предоставлялось право учреждать торговые поселения во всех владениях Каумуалии (кроме Кауай он владел также островом Нигау).


Со своей стороны Шеффер обязывался предоставить в распоряжение Каумуалии для борьбы с Камеамеа 500 человек, купил для него шхуну «Лидия» и договорился о покупке у американцев вооружённого корабля «Авон». Окончательно оформить и оплатить сделку должен был Баранов, за что Каумуалия должен был заплатить все тем же сандаловым деревом. Кроме того, Шефферу поручалось командование войсками Каумуалии при условии, что компании будет уступлена во владение половина центрального о. Оаху, на которой также предусматривалось создание укрепленного поселения. На основании особого соглашения, Каумуалия с подвластным ему населением поступал под покровительство российского императора. Условие об уступке компании половины о. Оаху полностью отвечало намерениям Баранова, который в дополнительной инструкции Шефферу поручал ему обсудить вопрос об учреждении на острове русской фактории, где уже существовало поселение американцев.


Сандаловое дерево - элитная древесина и выгодный товар в 19 веке в регионе

Это полностью совпадало и с намерениями Шеффера завладеть островом и использовать его как промежуточный порт для кораблей компании. В течение нескольких месяцев Шеффер утверждал русское присутствие на Кауаи и в результате получил в подарок долину Ханалеи на севере острова, которую он переименовал в Шефферталь, а реку Ханапепе - в Дон. Дал он русские фамилии (Платов, Воронцов) и местным вождям. Под его руководством в 1816 году были построены три форта: форт Елизаветы, форт Александр и форт Барклай. На территории Елизаветинской крепости была построена первая на Гавайях небольшая православная церковь, а на территории Александровской - часовня.Причем русское присутствие явно опережало иностранцев, поскольку русское присутствие на Гавайях, в отличие от временных поселений американцев, обещало быть основательным и долговременным, а первые иностранные миссионеры прибыли на острова только в 1820 г. Это обстоятельство и послужило в дальнейшем главной причиной яростного противодействия русским на Гавайях со стороны американцев, увидевших в представителях компании реальных и серьезных конкурентов.


Каменная лестница в крепости Елизаветы, современное состояние

Однако, к этому времени мнение руководителей компании резко изменилось. Сначала Баранов, до этого неизменно поддерживавший инициативу и смелые предприятия, направленные на укрепление позиций компании, отказался без санкции Главного правления компании в Петербурге утвердить покупку судов и сами договоренности, сославшись на то, что Сандвичевы острова, по сведениям, состоят под покровительством Англии. Затем из Петербурга пришел отказ императора Александра I принять Каумуалию под российское покровительство с предписанием вернуть последнему составленный в этой связи акт, которое, правда, позднее было отменено.  По настоянию руководства компании, акт о «высочайшем покровительстве» Каумуалии возвращен не был, а самому «королю» была пожалована золотая медаль на аннинской ленте с надписью «Владетелю Сандвичевых островов Каумуалии в знак дружбы его к россиянам», а также пожалованы традиционные в таких случаях подарки. Однако этим все и ограничилось. Никакой реальной государственной поддержки проект Шеффера не получил.


В этот момент инициативу перехватили американцы, которые воспрепятствовали русским закрепиться на Гавайях. В результате созданная в рекордные сроки русская фактория оказалась фактически брошенной на произвол судьбы даже компанией, чем не преминули воспользоваться иностранцы. Они сделали все, чтобы извести русские фактории, дававшие России неоспоримые права на занятые территории, что им и удалось. В сентябре 1816 под давлением Камеамеа Первого была оставлена фактория, построенная в его владениях. Американцы построили на землях Каумуалии свою факторию и, стремясь вытеснить русских, перекупали все товары, обещанные им королём. Они даже предприняли попытку спустить российский флаг в селении Ваимеа (Кауаи), но знамя защитили воины Каумуалии. Наконец американцы объявили Каумуалии и островитянам, что ведут войну с русскими и, если русские не будут изгнаны с островов, приведут 5 военных кораблей. Из-под командования Шеффера ушли почти все находившиеся у него на службе американцы и англичане. А вскоре и сам Каумуалия узнал о реальных полномочиях Шеффера и перешел к агрессивным действиям.


План Елизаветинского форта

В 1817 году под угрозой расправы Шеффер со своими спутниками был вынужден перебраться на суда, а когда попытался высадиться на берег и отбить имущество, русские подвергались обстрелу из пушек. В марте к острову приплыли пять кораблей с вооруженными американцами и туземцами и разгромили все русские фактории и плантации, а российских подданных посадили на один из русских кораблей и заставили отплыть.Пробыв в такой осаде длительное время, Шеффер на одном из судов был вынужден уйти в порт Гонолулу, послав второе с извещением о произошедшем в Ново-Архангельск к Баранову. В июле 1817 г. Шеффер, не дождавшись помощи из Аляски и оставив служащих компании на островах, на иностранном судне отправился в Китай, через который ему удалось вернуться в Петербург. Направленное в Главное правление компании Барановым послание Шеффера достигло адресата лишь в августе 1817 года. Хоть и желая превращения островов в российскую колонию, но не решаясь действовать самостоятельно, директора компании Крамер и Северин направили донесение императору и министру иностранных дел Нессельроде.


Граф Карл Васильевич Нессельроде (1780 - 1862 гг.) - русский государственный деятель
немецкого происхождения, предпоследний канцлер Российской империи.
Занимал пост министра иностранных дел Российской империи дольше, чем кто-либо другой.

По возвращению в столицу, Шеффер в 1818 г. подал министру внутренних дел Козодавлеву записку, в которой, обосновывая выгодность торговли с Сандвичевыми островами, вновь поставил вопрос о занятии компанией одного из гавайских островов и учреждении там русской фактории. Совет при главном правлении Компании поддержал проект, делая при этом особый упор на важность налаживания бесперебойного продовольственного снабжения не только Русской Америки, но также Камчатки и Курил. Однако в Петербурге опять возобладала иная точка зрения: Александр вновь не утвердил «Гавайский проект», указав, «что мысль о водворении русских на одном из Сандвичевых островов имеет весьма мало оснований» и предоставив Компании право распорядится «назначенными владельцу островов от Высочайшего имени» подарками по своему усмотрению.



Подобное решение находилось в соответствии с общим направлением политики России того времени, довольно хаотичной и плохо продуманной из-за вмешательства высших лиц государства в решения МИД страны. Отказываясь от приобретений на Тихом океане, Александр I рассчитывал удержать Великобританию от захватов территории распадающейся Испанской колониальной империи. Кроме того, правительство не хотело ухудшать отношения с США перед началом переговоров по включению их в состав Священного союза, а в результате не добилось успехов в этом деле и потеряло готовую стратегически важную колонию в Тихом океане.


Так Россией вторично, и на этот раз уже окончательно, была упущена реальная возможность создать себе опорную базу в самом центре Тихого океана, в результате чего сношения компании с Сандвичевыми островами ограничивались впоследствии только приобретением там, при удобном случае продовольственных запасов, в особенности, соли». Весьма показательно, в этой связи, мнение известного исследователя компании, капитан-лейтенанта Головина, посетившего Америку в 1860 г.: «Сандвичевы острова представляют все удобство для содержания там постоянной станции: оттуда пути открыты и в Америку и в Японию, и в Китай, и командиры военных судов наших будут иметь полную возможность ознакомиться с плаванием в местностях в которых, в случае войны, должна будет сосредоточиться вся их деятельность».


Василий Михайлович Головнин (1776 - 1831 гг.) - русский мореплаватель и мемуарист,
вице-адмирал, руководитель двух кругосветных экспедиций.

Российско-американская компания, в итоге не извлекла пользы от действий Шеффера, в то же время обвинив его в ущербе в размере 200 тыс.руб. Получить эту сумму с не имевшего средств Шеффера правление не сочло возможным, и в 1819 году просто уволило его. В конце 1818 Шеффер прибыл в Россию и подал императору записку, в которой призывал к захвату всех Гавайских островов и описывал ожидаемые выгоды от такого предприятия. Записку проанализировали Министерство иностранных дел, Департамент мануфактур и внутренней торговли, Российско-Американская компания, после чего вновь был дан отрицательный ответ.


Александр I Павлович (1777 - 1825 гг.) - император и самодержец Российской империи
В последние годы жизни нередко говорил о намерении отречься от престола и «удалиться от мира»,
что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге
породило легенду о «старце Фёдоре Кузьмиче»
Несмотря на успех агрессивных действий американцев и вердикт правительства, Российско-Американская компания не оставляла надежды утвердить своё влияние на архипелаге. Главное правление отправило управляющему колоний инструкцию склонить Каумуалию к «установлению дружбы» и позволению русским поселиться на Ниихау. Правительство отнеслось к инструкции скептически, подвергнув сомнению выгодность торговли с Гавайями, а в 1821 и Главное правление фактически признало архипелаг сферой американского влияния и переключилось на калифорнийское направление. Последнюю попытку убедить правительство присоединить Гавайи предпринял русский консул в Маниле Добелл. Он побывал на островах в 1819-1820 годах и нашёл Гавайское королевство раздираемым внутренними смутами. Камеамеа Второй, наследник умершего в 1819 году Камеамеа Первого, просил Александра I оказать ему «помощь и покровительство… для поддержания власти и престола». В своих письмах Александру I и Нессельроде Добелл утверждал, что присоединение Гавайев потребно даже для сохранения имеющихся у России владений. Однако ответа он не получил.

Добель, Петр Васильевич - путешественник (1775 - 1852 гг.), родом ирландец.
В 1817 г. назначен русским консулом на Филиппинских островах.
Сам же Шеффер в 1819 году уплыл в Бразилию, где уговорил принцессу Леопольдину, будущую супругу императора Бразилии Педру Первого устроить в бразильской глубинке немецкую колонию. Его проект увенчался успехом и положил начало массивной миграции немцев в Бразильскую колонию Франкенталь. Однако, его просьбы стать послом Бразилии в Германии были отклонены. Он умер в неизвестности, предположительно в 1836 году, в основанной им колонии Франкенталь.
Памятником несостоявшейся русской фактории на Гаваях до сих пор служат остатки форта Шеффера - Елизаветинского форта, сохранившиеся до настоящего времени в порту Лихуэ на о. Кауай.

Вход в Елизаветинскую крепость на острове Кауай в наше время. Национальный парк.

американцы, Камчатка, Гонолулу, Гавайские острова, Георг Шеффер, история, Гавайи, колонии, Русско-американская компания, Тихий океан, исследования, авантюристы, Аляска, авантюра, Шеффер, Российская империя, Сандвичевы острова, Александр Первый

Previous post Next post
Up