Wedding Trip - День 10 - Back to USSR

Oct 21, 2014 23:37

Утра хмурыми не бывают, хмурым бывает только небо, обозленное на утро. В этот раз правда было чуть иначе - небо пришло из России, перевалилось через горы в шапке ушанке, с перегаром и щетиной и упало на благодатные теплые земли. Правда, в горах малость яйцами зацепилось, потому от снега осталась лишь слегка прохладная морось и прохладный противный ветер.





В восемь утра мы выползли на божий свет из своей пещеры в отеле. Добродушный толстяк, потерявший нас прошлой ночью из-за внезапного нашего отъезда, в этот раз был еще более радушен. Попили чай, поболтали с ним о жизни в Тбилиси, бизнесе, жилье и приезжих москалях.
Через полчаса он поймал нам такси и помог загрузиться в него. Распрощались, честно пообещав дать достойный отзыв на букинге (что я и сделал сегодня).
Молча ехали по Тбилиси, наблюдая сквозь хмурый воскресный воздух уходящие в память пейзажи домов и окресностей.
Приехали быстро, перевозчик как раз только подъехал.
Ждали целый час пока все соберутся. Последние двое отпали, не приехали и мы отчалили в компании трех женщин лет 40-50, отлично говоривших по-русски.
Первая, самая общительная, оказалась преподаватель во Владикавказском университете. Когда-то в 90-е годы, она выбрала российское гражданство и уехала во Владикавказ, создав там семью. А мать у ней в Тбилиси - вот и мотается постоянно туда и обратно. Мать просит вернуться, но она с семьей не хочет жить в Грузии, ибо все же беднее и с работой сложнее, чем в России.
Две других женщины тоже живут во Владикавказе, и даже где-то учились в параллельных классах когда-то, в Тбилиси тоже мотаются к родне. Весь путь они в основном болтали о своих делах или охали различным дороным оказиям.
В половине десятого мы уже ехали к западной окраине города мимо Тбилиси Молл, единственного пока ТРЦ в этом городе.
Дорога здесь идет мимо Мцхеты, после чего уклоняется в северную сторону вдоль русла реки Арагви. Чуть севернее, небо стало добрее и открыло свои яркие голубые тона матушке земле и человекам, заселившим ее.
Приносим извинения за отражения на фото - снимать дорогу приходилось на ярком солнце из машины, остановки особо не полагались.




Примерно через полчаса езды начинаются серпанины и склоны. Горы здесь необчайной красоты - разноцветные осенние тона прерываются шапками зеленых елей вверху и ярко-голубой линией воды внизу. Правила езды здесь такие же, как и везде на Кавказе, несколько безумные, особенно с учетом серпантина, но! Но дорога тут сделана достойная, поэтому прыгать и летать особо не приходится.
















Чуть севернее начинают виднеться уже заснеженныее пики вершин. При этом, как оказалось, снег навалил буквально за ночь до нашей поездке, поэтому хорошо видны кучерявые белые деревья - листья на них не опали, их просто засыпало снегом.










Интересно, что пейзаж как-то фантастически меняется здесь - горы, как будто нарисованные - внизу серая или зеленая летняя полоса, посередине видна оранжево-красно-фиолетовая осенняя полоса, а сверху она плавно переходить в серовато-белый, или просто белый зимний цвет. Прямо как декорации к фантастическим фильмам.
Попросил сделать остановку у смотровой площадки у самого ущелья - там внизу открывается не передаваемый вид на горное ущелье с высоты в 2,5 км. Мы на Крестовом перевале.
Там внизу узкая полосочка реки в зелени еще летних лесов, и сделали искусственное озерцо, которое выделяется ярко-голубым овалом. А горы впечатляюще огромны.
Вообще по всему пути видны развалины небольших фортов и башен, разных укреплений и остановочных пунктов из разных эпох - средневековой и российской имперской, когда по этой дороге, единственной тогда, ибо справа была еще Персия, а слева в Абхазии болота и дикие скалы, путешествовали из России в Грузию все и в том числе наши известные писатели - Лермонтов, Пушкин, Грибоедов и многие другие. Этими местами они впечатлялись при написании своих знаменитых Кавказских трудов. И тут кое-где еще видны следы их пребывание и памятники их творчеству. В общем, пробрались мы сквозь тающие сугробы к площадке и сделали красивые фотографии в компании множества туристов.
Остановились у магазина у заправки на фоне снежных гор. На улице морозных воздух, на холмах вокруг снег. Мы в Гудаури - престижном грузинском горно-лыжном курорте. В магазине курс денег уже совсем не вкусный, хотя очень много вокруг продается еще вкусного.








Скоро поехали дальше. Кругом бревенчатые домики отелей, на холмах в снегу видны подъемники для лыжников и  сноубордистов. Народа нет, снег внезапный, еще не сезон.
Дальше всегда шла разбитая дорога через страшные древние туннели, до которых не было никому дела, но в этом году многое изменилось - туннели отброшены, дорога лежит вся свежая и мимо них, только кое-где идут еще ремонтные работы.
Дорога пошла через небольшой перевал чуть выше - и тут самое интересное началось - мы вошли в суровую зимнюю тучу и дорога стала нулевой видимости. Буквально метров 5 впереди и все - вокруг туман, такой, как в фильмах ужасов, белый, глубокий, его можно взять в руку - такой густой. По дороге он стелится так, будто белый молочный песок в пустыне в бурю. Ощущение, будто кто-то поставил на холме гигантский распылитель сценического тумана и врубил его на полную катушку.
Так и ехали, хватая встречные фары слепыми глазами, минут 15 ехали.




Дальше туман рассеялся и пошла дорога вниз. Пейзаж стал грустнее - снежные верхушки тут сменяются грязной серой галькой. Был огромный участок, где весной сошел ледник. Вдоль реки вокруг разбросаны уродливые камни с землей в перемежку - как будто кто-то огромным ковшом перелопатил и перемешал землю, забыв прибить ее как следует обратно.
Тут же идут активные работы по восстановлению - видны свежие ЛЭП и провода кругом, под свежим асфальтом устроены грамотные трубоспуски для горных ручьев через которые под дорогой и землей по трубам стекает горная вода в реку, минуя коммуникации. Укрепляются берега и стены, расчищаются завалы.






Сделали пересадку на одном из склонов. Тут грузинский перевозчик передает нас российскому, мы расплачиваемся, они разбивают деньги и едут каждый обратно. При этом грузнский забирает пассажиров российского, а последний нас. Стоит вся дорога нынче всего 50 лари (примерно 1200 рублей).
Спустя 4 часа добрались до грузинской таможнии. Она широкая, вместительная. Пробок они не создают. Мы заехали на контроль. При этом, пассажирский контроль проходит в уютном теплом здании. Через две будки нас прогнали минут за 10. Одного мужика не выпускали из-за штрафов, предлагали сегодня погасить и ехать под честное слово.
Тут же Duty Free, но мало полезный ибо российская таможня, что адский цербер плюет на такие вещи.


Водитель уже ждал снаружи - нас не распаковывали, только легкий визуальный осмотр и мы поехали дальше.
Здесь тоже диво дивное - в нейтральной полосе новенькая дорога с фонарями. Интересно, кто ее строил, если государства так вечно собачятся друг с другом?
И вот, перед предпоследним поворотом, на этой узкой полоске земли между скалой и обрывом в реку начинается вечная вселенская пробка - памятник государству Российскому. Причем стоит целая тьма фур - наши бравые таможенники решили, что сон важнее работы и сократили смену лишь до дневной - так что фуры стоят тут сутками напролет.
Казалось, что мы встряли до глубокого вечера. Так бы оно и было, если бы мы ехали на собственном транспорте, но наш водитель знает здесь всех.
Когда образуется небольшая пауза и встречка освобождается (партия проверенных проезжает, следующую еще проверяют), мы проскакиваем с кучей других хитрецов по встречке и щимимся под скалой слева на обочине, когда встречке едет.
Перевозчики помогают друг другу, бегают вокруг, пытаются разгрузить дорогу, чтобы народ проезжал, выстраиваю живую линию сигнала, когда можно гнать по встречке. Так по немногу, по подбираемся мимо пробки к въезду. Тут дважды образуется затор на встречной полосе, народ уже прошел таможню, но не может въехать в Грузию - обочина и встречка забита, либо ждать пока продвинуться те, кто едет в Россию, либо идти 2 км просить сдать кого-нибудь назад. Все ждут.
Коллапс полный. Периодически выходят два усталых пограничника в возрасте и начинают на всех материться и махать руками. А еще говорят в южных странах все через одно место и ничего они не умеют. Забудьте русский язык, забудьте как выглядят русские люди, и просто посмотрите отстраненно - чем это хуже Индии, Пакистана или Нигерии - такой же хаос, вопли, безалаберность и безответственность.




Спустя час мы все же просочились на таможню. Тут все в типичных наших традициях. Народ, аки скот на улице проверяют, на морозе, ибо в здании только начальство и сломавшиеся два года назад транспортно-багажные ленты. Здесь обитель чиновничьего порока пропускает мигрантов.
В этот раз нам повезло, то ли было настроение у них хорошее, то ли от холода, не стали шмонать по обычаю все сумки и машину с днища до крыши, буквально минут за 15 мы их проскочили.
Наученный прошлой поездкой, я ожидал часового ругательства по поводу 9 литров вина и взяточничества. Приготовились отбиваться, отдали даже 3 л. под ответственность одной пассажирки, ибо 3 литра по закону можно, 5 максимум, но за 4 и 5-й надо платить по 10 евро.
Пронесло. Мы покатились к выходу, а там шлагбаум. То есть вы уже в России, но ждите. Один лишь проверяющий, и он сначала пропустит штук 20 в Грузию, заглянет к каждому, а только потом Вас выпустит с таким видом, будто делает одолжение. И не дай Бог посигналить, повернется и медленный размеренным тоном скажет "В жопу себе посигналь".
Так и встречает нас родина.
Итак, уже по правилам родного дорожного движения мы поехали по широкой северо-осетинской долине в сторону Владикавказа в который прибыли примерно через полчаса.
Дорога к нему и с нашей стороны уложена новая и хорошая, местами лишь в ремонте.
Сам город довольно неприметный, выглядит бедновато, как Краснодар году в 1995. Кое-где памятники, кое-где магазинчики, а так ничего особенного не увидели.
На вокзале мерзнут грустные полиционеры.
Тут нас ждал сюрприз. Оказалось, что сайт РЖД нам грубо наврал, указав действующий поезд на нашу дату. Его не было. Он шел лишь по четным дням. Пришлось нам взять билеты до Белореченска на Адлерский поезд и зависнуть у родственников еще на день. Полиционеры оказались на редкость добродушным в этот раз, не зыркали зло и не просили показать что в двух наших черных пакетах, выглядевших подозрительно (а на деле полных сувениров).




Просидев на вокзале полтора часа - загрузились в поезд и в 5 вечера тронулись в унылый железнодорожный путь - медленный как плавленный зефир, падающий в костер, с долгими остановками на станциях. В РЖД появились свои плюсы и минусы. Плюсы - приятный набор белья и плед, биотуалеты (теперь можно невозбарнно гадить на станциях, если только красная кнопка не горит), электронные двери на гидроусилителях между вагонами - открываются кнопками.
Минусы - гадкие глупые лотереи РЖД за 100 рублей, распродажа подстаканников от 1 до 3 килограмм рублей, и буфет с орбитальными ценами (сраное пиво 150 р., бутыль дрянного вина 1 500 р., пакет фисташек размером с кулачек младенца - 80 р., при том что фисташки из 30 штук 10 закрытые). Кушать предлагали - в ужасе отказался, только пиво взял.
Котэ читал книжки на верхней полке, рядом лежал смурной осетинский дед, который всю дорогу или читал попсовые газеты, или храпел, или жрал в буфете и курил.
В соседнем купе ехали сочинские грузины из грузии, бухали вино, шутили сальные шутки, играли в ура-интернационализм и настырно предлагали "Выпить настоящего грузинского вина, съесть настоящий грузинский помидор, выкурить настоящие грузинские сигареты". В общем, часам к 8 вечера они уже все спали предварительно обгадив сортир.
Нас тоже довольно скоро утомили книжки и мы улеглись.
Подъем был в половине третьего утра. В 4 мы были уже в Белореченске, где задержались еще на день у родственников и поехали дальше.
Мы снова дома. Хоум свит хоум. Все вроде в целости (почти) и кошка наша жива.
Ждем гостей;)

дом, дорога, свадьба, путешествие

Previous post Next post
Up