Париж до основания Парижа.

Mar 16, 2014 21:17

Или по другому Лютеция - именно таковым и было первоначальное имя этого города.
Отличный оригинал взят в цикле статей про Париж - "«Рождение столицы: от Лютеции до Парижа» - http://interesnik.com/rozhdenie-stolicy-ot-lyutecii-do-parizha/


А началось все задолго до французов, и даже римлян. Примерно в 3-м тысячелетии до плотницкой эпохи, когда на берегах Сены появились первые индоевропейские пришельцы.

1. До Рима.

В ту далекую и малолюдную эпоху неолита Сена текла по болотистой равнине, омывая разбросанные там и сям островки. На ее берегах нашли себе пристанище племена из центральной Европы.
Все древние племена выбирали себе место жительства поблизости от воды. Тенистые берега и островки были надежной защитой от любой опасности.
В 90-х года археологи обнаружили следы деревянных строений, в районе Берси, на берегу канала, земля сохранила отпечатки свай первого постоянного поселения в этих местах.
Чрезвычайно важной находкой стали выдолбленные из дерева лодки. Ученые пришли к выводу, что первые парижане находились на высоком уровне развития.


Ученые до сих пор спорят о том, к какой эпохе следует относить следы первых кельтский поселений, найденных в этих местах. По мнению одних - к третьему тысячелетию до нашей эры, по мнению других - к шестому, хотя факты все же говорят в пользу первого, поскольку кельтское население ранее 3 тысячелетие не прослеживается в Европе как таковой. Мнения расходятся, но ясно одно: к моменту, когда армия Цезаря пришла в Лютецию, город существовал в течение как минимум тысячи лет.
Лютеция являлась крупным центром косматой Галлии, названной так из-за густых лесов и своих длинноволосых обитателей. Но где именно она возникла? Остров Ситэ - именно его принято считать колыбелью Парижа.
Средневековый Париж располагался на острове Ситэ, поэтому многие уверены, что он возник именно там. Цезарь тоже упоминает о городе, находившемся на одном из островов Сены. Но в античную эпоху ландшафт был иным, у Сены было несколько притоков, омывавших разрозненные островки суши. Речь могла идти и о другом острове, находившемся, например, в районе Риволи Сен-Мартен, там были обнаружены следы древнего поселения. На основании сегодняшних данных мы не можем утверждать, что на острове Ситэ стоял крупный город, подобный тем, какие мы находим у других кельтских народов.
Убедительных доказательств городского присутствия на Ситэ не имеется, поскольку аналогичное по возрасту поселение было найдено не так давно в пригороде Парижа, в 11 километрах от центра.
Сегодня трудно определить местонахождение древнего города, погребенного под разросшимся с веками центром. Первые сообщения о народе паризиев, именем которых был позже назван город, мы находим у Юлия Цезаря. Лютеция была оппидумом - городом-крепостью. Он был выстроен в идеальном для наблюдения за рекой месте.
Сена играла огромную стратегическую роль в ходе галло-римской войны. Лютеция к этому моменту являлась крупным торговым поселением. Галльские вожди устраивали в святилище пиры, где приносили в жертву богам животных.


В богатой Лютеции даже чеканили собственную монету - статеры. Три статера были найдены случайно в ходе работ, производившихся на бульваре Распай в 1910-1912 годах. Эти монеты свидетельствуют о могуществе и богатстве паризиев, о влиянии, которым обладало это племя в первом веке до нашей эры в момент завоевания его Римом, а также о его экономическом процветании.
Являлась ли Лютеция столицей? Размерами Лютеция уступала другим городам, завоеванным Цезарем в 50-х годах до нашей эры, поселение было небольшим. Однако, во время восстания Верцингеторикса оно выставило 8 тысяч бойцов. Это очень много, численность Паризии составляла не менее нескольких десятков тысяч человек. Территория их расселения была довольно обширной и включала в себя не только сегодняшний Париж, но и другие районы: Нантер, Бобиньи, Руасси - целая сеть мелких поселений, возможно, не очень крупных, но густонаселенных.
О Лютеции упоминается дважды: при описании битвы при Лютеции, когда город был сожжен, а затем в момент превращения оппидума в римский полис.

2. Во время Рима.

52 год на нашей эры. Чтобы подчинить себе Галлию, Цезарь должен был взять верх над Верцингеториксом. Он отдал приказ захватить город. Старый вождь сплотил паризиев на борьбу. Не желая сдавать родной город, галлы подожгли Лютецию. В 52 году до нашей эры после осады Алезии Верцингеторикс сложил перед Цезарем оружие: Галлия была завоевана. Но что стало с Лютецией?


Необходимо понять, как повели себя римляне после победы: оставили ли они на месте отряд, чтобы закрепить власть Цезаря, или ушли со всем войском? Судя по результатам находок в районе горы Святой Женевьевы и Люксембургского сада, войска встали там лагерем. Не исключено, что Лютеция галло-романской эпохи возникла на месте военного лагеря римлян.
Галлия перешла под власть Рима, но Лютеция не стала столицей. По сравнению с крупными центрами, такими как Реймс или Лугдунум, Лютеция была небольшим городом. В тот момент она совершенно не могла претендовать на статус столицы: она не была расположена в центре Галлии, в отличие от Леона, от которого за сутки можно было доскакать до любой провинции.
После завоевания Галлии в Римской империи начался период смут: знатных галлов забирали всадниками в армию Октавиана. После наступления мира началась реорганизация общества. В 5-ом году нашей эры получившие римское гражданство галлы вернулись домой.
Каждый крупный город в Римской империи создавался по одному и тому же образцу: все они являлись уменьшенными моделями Рима.
В первом веке нашей эры облик Лютеции изменился: на смену галльской архитектуре пришла римская, город паризиев превратился в крупный полис. Главная улица - Кардо Максимум - пересекала его с севера на юг. Левый берег стал центром деловой жизни.
Вся городская застройка велась вдоль основной артерии города - улицы Сен-Жак. По всей видимости, она была проложена на месте древней галльской дороги. На вершине холма Святой Женевьевы - ей соответствуют дома №№ 172 и 174 по улице Сен-Жак - брала свое начало главная улица, ведущая к Сене. По обеим ее сторонам была спланированы кварталы центральной части города.


Лютеция строилась по системе Гипподама: поперечные улицы пересекались с главной под прямым углом, город представлял собой сеть жилых островков - первых кварталов Парижа. Парадный фасад города тянулся с севера на юг, вдоль современных улиц Сен-Жак, Ситэ и Сен-Мартен.
На пересечениях улиц строились величественные сооружения. В Лютеции, как в любом римском городе, был свой Форум, театр, амфитеатр и свой цирк - в соответствии с римской традицией его строили поодаль от города. Арены были одним из центров культурной жизни. В дни зрелищ на их трибунах собиралось до 18 тысяч человек. Цирк Лютеции славился на всю провинцию. Высокая стена ограждала сцену. Ее фасад был украшен статуями императоров и богов - драматургов и режиссеров городской жизни.
Амфитеатр был местом действия самых разнообразных зрелищ: в нем исполнялись театральные пьесы, выступали танцовщики и акробаты, устраивались бои гладиаторов и диких зверей.
Римляне ублажали народ хлебом и зрелищами, чтобы обеспечить себе его поддержку и преданность. На вершине холма Святой Женевьевы было выстроено здание, олицетворявшее величие Рима - Форум. Он являлся центром политической жизни города, а также местом, где заключались торговые сделки. Но кроме этого Форум был символом власти и величия Рима, знаком подчинения Галлии новому порядку, новой власти, новым богам, римскому господству. Галлия стала римской провинцией, так что Форум воплощал смену правил в политической игре.
В Форуме находился храм Августа и базилика, где решались все городские дела. Горожане справляли здесь праздники, обсуждали личные и общественные вопросы. Ко внешней стене здания примыкали торговые ряды. Жители Лютеции заходили в лавки за товарами, пили вино и пиво в харчевнях или просто гуляли по крытым галереям. Галлы и римляне жили сообща, парижане все больше увлекались римской культурой, оказавшей решающее влияние на развитие их города.
Два этноса - латинский и галльский начали активно смешиваться, причем в пользу последнего, о чем говорит присутствие галлов и метисов в высших эшелонах власти Рима, а также появление к 300 г. н.э. названия Париж в честь местного племени, ставшего частью римской аристократии.
В начале 4-го века жизнь в Лютеции замерла. Городу со всех сторон угрожали нашествия, и ему требовалась защита. Горожане, не должно думая, разобрали Форум и арены и возвели укрепления. Так появилась первая крепостная стена. Лютеция стала крепостью, но на статус столицы претендовать не могла.
3. Эпилог. После Рима.
В III веке город подвергся набегам со стороны германских племён алеманнов, что привело к переселению жителей с левого берега Сены на более защищённый остров Сите. Тогда же Лютеция стала называться «городом паризиев» (лат. Civitas Parisiorum), а позднее Парижем (Paris). Старые кварталы города за пределами острова стали использоваться как кладбища.
В IV веке в городе появилась первая христианская церковь, руины ее находятся под Нотр-Дамом. На V век пришлась деятельность святой Женевьевы, ставшей покровительницей Парижа. В 470 году салические франки во главе с Хильдериком I более 10 лет осаждали город, значительно умерив его население, но не настолько, чтобы уничтожить его. В конце V века Хлодвиг на время превратил Париж в столицу Франкского государства, однако франки представляли собой меньшинство, управлявшее латинско-галльских большинством. Результат - нынешняя культура и язык Франции, в большинстве своем галльско-латинские, чем германские.

Париж, история, город, Франция

Previous post Next post
Up