Видеоверсия выпуска по ссылке -
Древнейшие хатты Ближнего Востока и их связь с черкесамиХатты - народ, населявший страну Хатти в центральной и юго-восточной части Анатолии (современная Турция) в период как минимум с 3-го и до начала 2-го тысячелетия до н.э., в эпоху раннего и среднего бронзового века. Название страны и народа позднее унаследовали покорившие их хетты, которые относились к другой языковой семье (индоевропейской).
Точного самоназвания хаттов мы не знаем, они представляли собой ряд мелких городов-государств, самый крупный из которых, вероятно, находился на территории современного поселения Аладжа-Хююк.
Разберемся, что же общего у хаттов, хеттов и черкесов (адыгов).
\
Знак на камне из Хаттусы (типично хеттский, индоевропейский, к хаттам отношения не имеет, но часто путают его с хаттским)
Эволюция знаний по истории Передней Азии привела к определенной путанице в терминах. После обнаружения в конце 19-го века первых археологических данных о неизвестной ранее древней цивилизации на стыке Малой Азии и Ближнего Востока, носители этой культуры были сопоставлены с библейскими хеттеянами или хеттеями и получили название хетты. Но в дальнейшем выяснилось, что хеттов сами себя часто называли хатти по имени их центрального города-государства, но имя при этом относится фактически к двум этнически разным народам. Более древний народ, говоривший на изолированном хаттском языке, стали называть хатты, а их государство Хаттским или Хатти. Ранее по отношению к ним применялся также неудачный термин протохетты. За вторым народом, говорившим на индоевропейском хеттском языке, оставили название хетты, а государство соответственно было названо Хеттским.
О периоде становления хатти известно весьма немного. Существенное влияние на формирование классового общества сыграла торговля с Месопотамией. В конце третьего тысячелетия Армянское нагорье находилось практически на полном самообеспечении, обладало весьма продвинутой металлургией, продукция которой и могла стать основой для экономического выделения части хаттского населения. Дефицитным ресурсом было олово, применявшееся для изготовления бронзы.
Язык хатти известен нам по записям религиозных обрядовых отрывков в дворцовых архивах Хеттского царства, найденных на городище Богаз-кёй. К сожалению, хеттские писцы, записывавшие эти отрывки (часто с их хеттским переводом), сами этого языка уже не понимали, и их записи, по-видимому, крайне не точны. Кроме того, система аккадской клинописи, применявшаяся в ее хеттской разновидности для записи хаттских текстов, была совершенно не приспособлена для передачи хаттского звукового состава. Поэтому до сих пор невозможно восстановить точную фонологию хаттского, а это делает невозможным и достоверное решение вопроса о его принадлежности к какой-либо определенной языковой семье, так как нельзя установить закономерные звуковые соответствия между хаттским и каким-либо другим языком (простое внешнее сходство звучания слов или собственных имен, не подтвержденное выявлением определенных закономерностей, не является научным основанием для установления родства, так как оно может объясняться случайными созвучиями, очень нередкими во всех языках мира).
Грамматическая структура хаттского начинает выясняться только в последние годы благодаря трудам Э. Форрера, Э. Лароша, И. М. Дунаевской и А. Камменхубер. Она показывает черты разительного структурного сходства с северо-западными кавказскими языками (абхазо-адыгскими), что само по себе еще не доказывает родства между ними и хаттским (так как аналогичная грамматическая структура может существовать и в неродственных языках), но делает это родство вероятным. Со стороны звукового материала грамматических показателей, как кажется, нет ничего, что говорило бы против родства хаттского с абхазо-адыгскими языками, и есть также некоторые, правда, скудные и очень спорные данные о возможной близости хаттского языка с южнокавказскими (картвельскими, или иберо-грузинскими). Предположительно - но без всякой гарантии в достоверности такого предположения - можно рассматривать хаттский язык либо как очень древнее ответвление от абхазо-адыгской группы, либо как промежуточное звено между этими языками и языками грузинской группы.
Исследования Г. А. Меликишвили и Г. Г. Гиоргадзе делают вероятным близкое родство хаттского с языком вышеупомянутых касков (или кашка) - группы племен, населявших северо-восточную Анатолию и Южное Причерноморье (Понт) в течение 2 тысячелетия до н. э. от р. Галиса (Кызыл-Ирмак) или западнее, до верхнего Евфрата к западу от совр. Ерзнка - Эрзинджана, включая долины рек Ирис (Ешиль-Ирмак) и Лик (Волчья река, Гайл-гет, Келькит). К сожалению, для суждения о языке касков мы имеем только некоторое количество названий местностей, населенных пунктов и имен лиц.
Хатты, по-видимому, заселяли нейтральную Анатолию (Каппадокию) в изгибе р. Галис (совр. Кызыл-Ирмак) начиная с каменного века и к началу 2-го тысячелетия до н. э. были уже, в основном, поглощены хеттами, о которых ниже.
Ассирийские источники конца 2-го тысячелетия до н. э. упоминают в связи с касками также племена абeшлайцев и урумeйцев. Относительно урумейцев вопрос сложный, а вот что касается абешлайцев, то их племенное название, как и название касков, может быть истолковано как принадлежащее к языку абхазо-адыгской группы. И это еще, конечно, не доказательство принадлежности касков и абешлайцев к абхазо-адыгской языковой группе, так как, во-первых, сходство названий может быть чисто случайным совпадением, а во-вторых, история языков показывает, что одинаковые этнические названия нередко прилагаются соседями и к неродственным по языку племенам, обладающим похожей культурой.
Археология Понта и Колхиды 3-2-го тысячелетий до н. э. еще недостаточно изучена, за исключением находок в Очамчири, рисующих культуру 3-го тысячелетия до н. э., совершенно отличную от господствовавших в соседних областях. Тем не менее, раскопки в городище Аладжи-Хююк в Анатолии говорят о существовании культовых сооружений с эпохи неолита, а сам город прослеживается с 4 по 2 тысячелетия до н.э. пока не был разрушен и на его руинах построен хеттский город с огромной дамбой.
Представляется довольно вероятным, - хотя это и не может считаться доказанным, - что на всем протяжении от центральной и западной части Северного Кавказа и Закавказья, через Восточное Причерноморье, Колхиду и Южное Причерноморье (Понт) до р. Галис (Кызыл-Ирмак) в 3-м и, вероятно, во 2-м тысячелетиях до н. э. были распространены племена, либо непосредственно принадлежавшие к северо-западно-кавказской (абхазо-адыгской) языковой группе, либо говорившие на языках, родственных абхазо-адыгским, а в отдельных районах (Закавказье), вероятно, и на картвельских.
К началу второго тысячелетия на территории Малой Азии существовало множество городов-государств, которые торговали, сражались друг с другом, объединялись в союзы, но централизованного государства в тот момент ещё не было. Среди наиболее значимых центров числятся Неса, Цалпува, Бурушхаттум (Пурусханда), Салативара, Куосара и Хатти. Причем Бурушхаттум, возможно, являлся некоей доминантой (его правитель носил титул «Великий царь», в отличие от остальных «царей»).
Некоторые авторы утверждают, что хетты заимствовали некоторые элементы хаттской культуры, в том числе название государства Хатти, которым их называли соседи. Однако, данных об именно культурном заимствовании нет никаких и вся гипотеза строится лишь вокруг наличия в Хатуссе зеленого камня (называемым иногда синим по неизвестным причинам), который якобы имел культовый смысл поклонения Богу Грозы и через который проводятся параллели в адыгскую мифологию. Действительно, у адыгов имелась так называемая клятва Синим Небом - «Уащхъуэ, мывэщхъуэ к1анэ!» (Синим Небом, кусочком синего камня (клянусь)!), относящаяся к аналогии фразы «Клянусь небом, небесами». У хаттов, как и у хеттов тоже имелся Бог Грозы в мифологическом пантеоне. Однако, связь между синим (а на самом деле зеленым) камнем и свойственным также и индоевропейцам Богом Грома (Грозы) является исключительно умозрительной и не имеющей под собой никаких оснований.
Что касается общественного устройства хеттов - принцип управления общества собраниями, аналогами адыгских хасэ в демократических племенах и явное превалирование военной касты в обществе, не может являться фактом того, что они переняли его у хаттов. Подобный принцип управления обществом встречается практически у всех индоевропейских народов, особенно на ранней стадии развития.
В клинописных источниках есть четкое упоминание о том, что зеленый квадратный камень из нефрита явился свадебным подарком египетского фараона Рамзеса Второго и был расположен в центральном храме Хатуссы. Этот подарок результат мирного соглашения после долгой войны Египта с Хеттами, когда Рамзес Второй спустя тринадцать лет после подписания мирного договора, на 34-м году правления вступил в брак со старшей дочерью царя хеттов Хаттусили, принявшей египетское имя Маатхорнефрура («Зрящая красоту Солнца», то есть фараона). Царевна стала не одной из второстепенных жён царя, как это обычно случалось с иностранками при египетском дворе, а «великой» супругой фараона.
Встреча будущей царицы была обставлена очень торжественно. Царевну сопровождали воины её отца. Перед ней везли множество серебра, золота и меди, тянулись рабы и лошади «без конца», двигались целые стада быков, коз и овец. С египетской стороны царевну сопровождал «царский сын Куша». Дочь царя Хатти «была приведена к его величеству, и она пришлась по сердцу его величеству». На рельефах стелы в Абу-Симбеле, рассказывающей об этом событии, Хаттусили III изображён сопровождающим свою дочь в Египет. Действительно, в архиве Богазкея было обнаружено письмо Рамсеса II с предложением тестю посетить Египет, однако было ли осуществлено подобное путешествие, достоверно не известно. Вторая дочь Хаттусилиса III также стала женой Рамсеса. Точная дата этого брака неизвестна, но это произошло уже незадолго до смерти хеттского царя, приблизительно на 42-м году правления Рамсеса II.
Хатусса
У хаттов была группа значительных городов, из которых наиболее известный - Туванува (классическая Тиана) в которых чтили бога Грозы, его супруга выступает под такими именами, как Сахассара, Хувассана, Тасими. Здесь, по-видимому, также почитали бога хаттов Вурункатти («царь страны»), который упоминается под именем шумерского бога войны Забабы. К северу от Туванувы, находилась родина хатто - город Аринна, который был главным священным городом и центральным божеством, богиней Солнца Вурусему. Бог Грозы (её супруг) был на втором месте. К востоку, по-видимому, находился город Нерик - следующий центр поклонения богу Грозы. Бог Телепину - скорее всего бог землепашцев (из мифа об исчезнувшем боге).
По-видимому, в городах Сариссе и Карахне, был культ бога «Провидения», встречающегося в текстах под титулом «Покровительствующий дух» (или возможно это бог деревни, или «дитя полей»), у которого священным животным был олень (имеются изображения его стоящим на олене с зайцем и соколом в руке). Вообще культ оленя был распространенным и очень древним (фигурки оленей обнаружены в могилах 3-го тысячелетия в Аладжи-хююк до н. э.). Олени также встречаются в Майкопском кургане, что может говорить в пользу единства культуры. В целом, известно много имен хаттских божеств, но иной информации нет.
Хатты и хетты внешне заметно отличались друг от друга. Египетские хронисты, описывавшие битву при Кадеше, упоминают длинноносых солдат Хатти, в то время как хеттские правители выглядели иначе, что отмечает известный турецкий археолог Экрем Акургал. Но это не означает, что хатти существовали со своим языком и культурой внутри страны Хеттов, это были их хеттизированные потомки из союза государств Хеттов.
Хеттская клинопись
Вообще, история хаттов в настоящее время чрезмерно раздувается выдуманными фактами, как правило представляющими хаттов в виде некоей могучей империи древнего Ближнего востока, но на самом деле это был лишь скромный и достаточно слаборазвитый регион, состоящих из ряда племенных образований без единого правителя, живущих за счет торговли и относительной труднодоступности для того периода времени, что обеспечивало хаттам безопасность до первой крупной индоевропейской миграции с севера, полностью поглотившей их. Данные хеттских источников пока что подтверждают полную потерю языка и культуры хаттов уже в период конца древнехеттского царства в 17 веке до н.э.
Этнически же потомками хаттов вероятно являлись соседние покоренные хеттами государства, входившие в хеттский союз. При этом есть крайне смутная история про некоего царя Анитту, который был явно хаттским царем, владельцем Куссары, первой столицы хеттов, вероятно, воевавшим с хеттами. Его царскую принадлежность к Куссаре некоторые пытались истолковать, как факт того, что Анитта основатель царской династии хеттов, хотя нигде в источниках хеттов об этом нет и речи. Древняя Хаттуса хаттов была разрушена Аниттой в результате каких-то междоусобных войн между хаттами еще до прихода хеттов, разрушена и проклята. Хетты построили на ее месте новую столицу в период расцвета Древнего Царства, когда их территориальные завоевания расширились за пределы долины реки Галис на юг, вплоть до захвата Северной Сирии и Вавилона. Тогда это было разумным решением для удержания контроля на перекрестке торговых и военных путей.
Что касается их распространения дальше на юг - действительно сегодня в науке остается все еще спорным вопрос об этнической принадлежности хеттеев Ветхого Завета. Есть интересная версия о том, что они представляли собой именно хаттов, которые оказались изолированными от своих родственников в Анатолии на территориях горной Палестины с приходом в Иудею и Сирию семитских народов еще в 3-м тысячелетии до н.э.
Что касается истории хеттов, то она имела 4 периода.
Древнехетское царство - период становления первого царства, первой столицы, когда хетты объединили разрозненные города и племена центральной Анатолии, а потом стремительно расширились до крайнего Запада Анатолии, захватили Северную Сирию до Ливана и даже Вавилон, однако это привело к внутренней нестабильности в государстве и завоевания к югу от Анатолии не удалось удержать.
После периода междоусобиц власть захватил узурпатор Телепин, который создал четкие законы касательно передачи власти в стране и сумел восстановить прежние границы. Его приемники расширили царство, превратив Хеттов в империю, равную Египту. Так продолжалось до 12 века до н.э. пока на территорию Анатолии и Ближнего Востока не хлынули потоки «народов моря», результат Великого переселения народов из-за которого государство Хеттов было полностью разрушено.
В последующем, вплоть до 8-7 веков до н.э. на территории Северной Сирии все еще сохранялись хеттские государства, вероятно, состоявшие уже не из этнических хеттов, но перенявшие их язык и культуру. Их язык был похож на хеттский, но не идентичен ему. Клинопись более не применялась, вместо неё возникло несколько вариаций иероглифического письма. К концу 7-го века до н.э. эти царства полностью поглотила Ассирия и имя хеттов на долгие тысячелетия исчезло со страниц истории. После крушения Хеттской державы на большей части её бывшей территории исчезают все следы былого величия, пропадает хеттская письменность, исчезает и сам язык. Только на средиземноморском побережье до времен Римской империи сохраняются изолированные хетто-лувийские языки.
#хатты, #хетты, #адыги, #абхазы, #черкесы, #Черкесия, #Хатусса, #язык, #древность, #археология