Битва при Висбю 27 июля 1361 года. Последний бой ополчения Готланда.

Mar 15, 2016 03:45

Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Битва при Висбю 27 июля 1361 года. Последний бой ополчения Готланда.
Воротная башня Висбю, именно тут полегли ополченцы Готланда, оставшиеся верными старинным вольностям и обычаям викингов.



«В 1361 году, во вторник после дня св. Иакова, готландцы пали в бою с датчанами у ворот Висбю. Здесь они похоронены. Молитесь за них!» Сообщает надпись на латыни сохранившаяся на так называемом Корсбетнингене (братской могиле).

ПРЕДЫСТОРИЯ СРАЖЕНИЯ

Возвышение Готланда объясняется прежде всего его чрезвычайно благоприятным местоположением. Но история этого острова богата трагическими и жестокими конфликтами. Быстрый расцвет Висбю, относящийся приблизительно к 1170-1270 гг., вызывал зависть и неприязнь со стороны как близких, так и далеких соседей. Старые купеческие династии Готланда, потомки крестьян, еще в XIII в. занимавшиеся продажей английскому двору русских драгоценных товаров - мехов и воска, - не могли равнодушно смотреть на немцев и готландцев, живших в Висбю.

Существовал глубокий конфликт между купцами и шкиперами из крестьян, придерживавшимися своего "стиля торговли" с традициями времен викингов, с одной стороны, и горожанами, представителями торговой культуры позднего средневековья, - с другой; в 80-х годах XIII в. между этими двумя группами возникла открытая война; победа осталась за горожанами, укрывавшимися в городе, окруженном мощным кольцом стен. Шведский король Магнус Ладулос поддержал их в благодарность за то, что они признали его власть и, кроме того, стали платить в его казну постоянные налоги. Висбю занял, таким образом, бесспорно господствующее положение на острове. Но теперь появились другие соперники, более далекие. Купцы, ездившие раньше из Северного моря в Балтийское через Готланд, стали искать других путей. Они отказались от пути через Ютландию, по узкому перешейку между Эльбой и Любеком, требовавшего перегрузки товаров, и с середины XIII в. делали попытки пройти морем севернее, в обход Ютландии. У самого входа в Балтийское море они неожиданно нашли новый источник дохода - соленую сельдь, поставлявшуюся сконскими рыбаками. Кстати, именно неприязненные, а то и враждебные отношения между собственно горожанами Висбю и остальным населением острова и привел во многом к страшному поражению в 1361 году, но об этом ниже.

Немецкие ганзейские города, и прежде всего Любек, получили большое влияние на островах Сканер и в Фалетербу. Вендские города также стали отправлять свои товары в Северное море, минуя Готланд. Все это привело к тому, что господствующая роль в торговле на Балтийском море перешла от Висбю к Любеку, купцы которого не брезгали для завоевания господства никакими средствами. В 1299 г. было решено прекратить применение в Висбю печати "объединенных купцов"; это решение как бы символизирует перемещение центра североевропейской торговли. Побережья Балтийского и Северного морей слились в единый торговый район, в котором Висбю как в географическом, так и в экономическом и политическом отношении оказался периферией.

Однако период расцвета Висбю еще не миновал, хотя он и утратил положение "главного города" Ганзы. Теперь это был крупный местный центр в великом торговом Ганзейском союзе, сохранявший значение важного промежуточного пункта на пути в Новгород. Хотя в товарообороте позднего средневековья участвовала сравнительно небольшая масса товаров, эти товары поражали своим разнообразием. Сохранились счета больших поминок по лагману Биргеру Перссону из Финста от 1328 г. Товары, закупленные для этих поминок, были привезены издалека: шафран - из Испании или Италии, имбирь - из Индии, "райское зерно" - из Западной Африки, корица - с Цейлона, перец - с Малабарского берега, миндаль, рис и сахар - из Испании, вина - из Остзейской области и из Бордо. Торговля этими товарами все еще приносила Висбю большие доходы, равно как и торговля шведским и русским сырьем, сукном, солью и пивом из Германии и стран к западу от нее. Недаром любекская хроника середины XIII в., написанная Детмаром, приводит популярную в то время поговорку, что в Висбю "всегда много золота" и что там "свиньи едят из серебряных корыт". В это время Висбю и Готланд неожиданно начали играть большую роль в важных политических переговорах между Данией, с одной стороны, и Швецией и Ганзой - с другой.
Фреска, на которой изображен датский король Вальдемар Аттердаг в полном воинском снаряжении. Церковь св. Педера, г. Нествед, Дания.


Отношения между Швецией и Данией около 1360 г. до сих пор еще во многом неясны. Король Дании Вальдемар Аттердаг и конунг Швеции Магнус Эрикссон то воевали друг с другом, то заключали союзы, и Сконе в 1360 г. снова перешло к Дании. В то же время оставалось еще несколько нерешенных вопросов в области взаимоотношений Дании с ганзейскими городами, особенно по части торговых привилегий. Датский король требовал уплаты очень большой суммы за возобновление привилегий, данных Данией Ганзе, но ганзейские купцы оказались на этот раз несговорчивыми. Король решил проучить их, а кстати и Швецию. В его распоряжении была хорошая армия наемных воинов профессионалов, с помощью которых он надеялся захватить большую добычу. Весной 1361 г. Вальдемар Аттердаг закончил подготовку к военному походу, цель которого была известна лишь узкому кругу людей. Надвигались самые драматические события во всей средневековой истории Висбю.

Флот Вальдемара направился сначала к острову Эланд и взял там крепость Боргхольм. Затем Вальдемар отплыл на Готланд и во второй половине июля высадился на западном берегу этого острова. Здесь он встретил сильное сопротивление, по-видимому, со стороны наспех собранного ополчения. Сообщения об этом походе сходятся на том, что именно готландские свободные бонды (многие из них, кстати так и не бросили заниматься "делом предков", то есть грабежом на море. То бишь Готланд был серьезным пиратским гнездом на Балтике, что явилось еще одним поводом для Аттердага провести на острове "зачистку") выдержали ряд жестоких сражений с хорошо подготовленными войсками Вальдемара. Сохранились сведения о трех таких сражениях. Но последняя отчаянная битва произошла уже непосредственно под стенами Висбю.

Современная иллюстрация битвы при Висбю. Слева датчане, справа ополченцы Готланда.


БОЙНЯ У ВИСБЮ
Про сам ход сражения известно довольно мало. Однако не надо считать, что с наемниками-профессионалами и гвардией Вальдемара сражались "голопузые" крестьяне. Ничего подобного, многие из этих самых ополченцев были весьма состоятельными людьми, к тому же большинство имело, хоть и весьма специфический, но все же какой-никакой боевой опыт. Тем не менее, ополченцы погибли практически все.
..В это самое время в городе оставался целый гарнизон отлично снаряженных солдат. Они просто наблюдали за побоищем и ничего не предпринимали. Почему? О причинах неприязни между горожанами и остальным населением острова я уже упомянул выше. Вот поэтому-то гарнизон и бросил готландское ополчение на верную гибель.

Средневековая миниатюра, иллюстрирующая сражение при Висбю.


После уничтожения готландского ополчения датчане взялись за осаду Висби. Она продолжалась ровно 1 день (!), и завершилась после недолгих переговоров. Горожане открыли городские ворота и датский король Вальдемар Аттердаг вошел в Висби. Вальдемар недолго пробыл на покоренном острове. Дань, которую он взял с города, была богатой, но он не забрал у жителей всего, что они имели. Более того. Он издал грамоту о привилегиях жителей Висби, по которой они пользовались всеми своими правами и свободами. Не было смысла убивать курицу, несущую золотые яйца...

Вальдемар Аттердаг собирает дань с жителей Висби


В ЧЕМ ЖЕ УНИКАЛЬНОСТЬ СРАЖЕНИЯ ПРИ ВИСБЮ?
В начале XX в. археологи случайно нашли под Висбю несколько братских могил, где были погребены после сражения павшие в бою воины. Среди скелетов можно видеть остатки костей, принадлежавших людям всех возрастов, есть кости детей и калек. Даже женщины участвовали в этом беспощадном бою. Всего там оказалось 1186 скелетов с разного рода травмами, повлекшими смерть.
Фотографии раскопок братских могил ополченцев Готланда у Висбю




К тому же некоторых павших похоронили прямо в доспехах. И это при том, что с самого поля битвы было собрано практически все железо, какое только можно было разглядеть.
Почему так получилось? Версий на этот счет две.
Первая говорит об июльской жаре, которая не дала снять с трупов доспехи. Похоронные команды просто испугались заразы, ведь в то время эпидемии сокращали численность населения не хуже войны. Например, чума стабильно приходила в Европу каждое столетие.
Другая версия объясняет массовое захоронение брони целой комбинацией факторов: кровь, мозги, кишки, кал и рвота, покрывшие их поверхность, а также богатая добыча и банальная лень.
Когда же наступил ХХ век, вся органика уже ушла в землю. И археологи извлекли из земли остатки кольчуг и кольчужных капюшонов, железные рукавицы 10 разных типов и самое главное - 25 относительно целых пластинчатых доспехов.

Вот останки одного из павших при Висби - на фото и в прорисовке (для лучшего понимания того, где на снимке земля, где кости и где железные пластины доспеха).





Но самое главное, что останки воинов сохранили свидетельства о нанесенных ранениях, что позволило во многом восстановить технику рукопашного боя конца 14 века. Была проведена судебно-медицинская экспертиза скелетов и тщательно описаны все повреждения. Из 1186 павших у 1000 имеются серьезные травмы конечностей. Больше того 70% воинов имеют ранения в нижнюю часть ног, а около 12% ранены только в бедра. Одному же ополченцу нанесены действительно чудовищные повреждения - одним ударом обрублены обе ноги. Были найдены защищенные шлемами черепа разрубленные сильнейшими поперечными ударами. У многих воинов полностью отрублены части тела (головы, руки, ноги).
Рубящих ударов по рукам обнаружено сравнительно мало, и то как правило это не слишком сильные, одиночные удары. А вот с нижними конечностями ситуация совсем иная. Так, 75% ударов в левую голень сделаны с внешней стороны (то есть воины их получившие находились в левосторонней стойке), а 70% ударов в правую голень, наоборот, нанесены с внутренней стороны (вот эти удары были получены при передвижении проходящим шагом с правой ноги).

Более 90% именно этих скелетов имею и повреждения в правое бедро с внутренней стороны. Во время боя это означало получение раны при проходящем шаге вперед правой ногой при атаке, либо отступлении проходящим шагом с контратакой. Но основной причиной смерти большинства воинов являлись удары в голову, причем они были нанесены с максимальной силой, а у 30% скелетов таковое повреждение не одно, что говорит о нанесении ударов серией. Но у 70% воинов имеющих серьезные повреждения головы также серьезно повреждены ноги. Причем 65% из этих повреждений пришлись в левую ногу в район голени. Таким образом, воины сначала получали ранения ног (а большинство ударов пришлось как раз на левую ногу противника), что заставляло их либо упасть, либо потерять равновесие, после чего они открывались для летального поражения (чаще всего в голову). Некоторые скелеты воинов не имеют повреждений костей, что говорит о том, что они умерли от повреждения мягких тканей, или ран в туловище нанесенных стрелами, копьями, дротиками, порезами и уколами клинкового оружия. Несколько воинов умерли от ран, полученных сзади, скорее всего они были убиты либо во время отступления, либо их окружили.

Схема типичных повреждений скелетов воинов захороненных в братских могилах у Висбю


Таким образом система вооруженного рукопашного боя, основанная на детальном изучении повреждений воинов убитых в сражении при Висбю, коренным образом отличается от стереотипов навязанных нам массовой культурой. В основу европейского боевого фехтования была положена крайняя прагматичность (что в общем-то неудивительно) и большая часть атак была направлена на конечности противника, особенно ноги, после повреждения которых воина просто тупо добивали.

Доспехи найденные в братских могилах ополченцев Готланда




















Тут можно посмотреть видео реконструкции этой битвы http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=_v2RgtKLaVU
Previous post Next post
Up