В рамках затворничества и закукливания, в ожидании Солнцестояния, и благодаря YouTube и одному очень хорошему человеку я нашла и посмотрела "Ришелье".
Обрывки этого фильма, без начала, конца и названия долгие годы вертелись у меня в голове, но образы в гугл не закинешь. Видимо кому-то наверху мое бессвязное любопытство надоело, и мне выдали путеводную ниточку.
Я не помню вообще-совсем абсолютно, сколько мне было лет (кроме того факта, что это было в школе и, скорее всего, даже еще и не старшей), но вряд ли в то время мои познания об этой эпохе и людях были намного ширя, чем то описывал Дюма-Отец, предисловия и послесловия его книг и курс школьной истории. Помню еще, что фильм произвел на меня очень сильное впечатление, но в те времена раздобыть его было абсолютно нереально (да и смотреть не на чем) и время стерло большую часть, кроме самых сильных эпизодов и памяти о впечатлении.
Сейчас, просмотрев его от начала до конца, могу сказать, что впечатление не слабее (как я того опасалась) . Самые сильные и запомнившиеся моменты оказались еще сильнее и дополнились массой вкусных и выразительных деталей и персонажей. Да и знакомство с описываемым периодом (и понимание событий и узнавание персонажей) хоть и довольно поверхностное до сих пор, все же теперь намного лучше прежнего.
Для получения большего удовольствия, смотреть фильм стоит, предварительно все же прочитав об описываемом периоде и действующих лицах что-то посущественнее "Трех мушкетеров" (которые очень слабо соотносятся с реальной ситуацией), а тех, кто знаком с персонажами только по романам Дюма ждет мир, поставленный с головы на ноги.
Главное достоинство, конечно же, весь фильм в целом, но все же попробую выделить несколько моментов, помимо этого и непосредственно главного действующего лица.
Людовик XIII
мои три ку актеру. Насколько прекрасно, едва ли не лучше, чем Ришелье, показан король, как человек, со своими слабостями,недостатками, человеческими желаниями и пристрастиями, но тем не менее осознающий лежащую на нем ответственность. "И нет сердца, включая мое, которым я бы не пожертвовал ради блага Государства" Видно взросление и формирование характера и осознания себя королем.
Замечательны диалоги Людовика и Ришлье, Людовика и отца Жозефа.
Большой плюс также в "выводе за скобки" практический всего, касающегося личной жизни. Во многих биографиях и описаниях все возможные и невозможные романы описываются и смакуются так тщательно, что занимают часть гораздо большую, чем следовало бы. Я уже не говорю о том, что считать Анну Австрийскую единственной причиной войны между Англией и Францией так же смешно, как считать Елену единственной причиной девятилетней осады Трои.
Прекрасно подобрана музыка.
В недостатки можно занести:
- качество записи, но оно мне не сильно помешало, да и вряд ли этот фильм можно получить в другом, да еще и в русском переводе
- ужасную озвучку молодого Людовика. Явный перебор в стремлении подчеркнуть страх и неуверенность молодого короля посредством этого ужасного плаксивого голоса.
-общая "рваность" фильма. Сделан упор на критические, переломные эпизоды и периоды, некоторые из которых сменяются с такой скоростью, что не зная предварительно, в ситуации не разберешься.
-очень слабо, буквально мельком освещена деятельность Ришелье, помимо политики укрепления государства: науки, искусство, издательство, деятельность в колониях.
Последние два недостатка есть скорее жертвы необходимости втиснуть много событий в формат фильма, а не сериала, и оставить то, что авторы посчитали главным. И им это удалось.