Рецензия
К Святославу Логинову я отношусь двояко. В его творчестве далеко не каждая книга достойна упоминания, но есть у него три однозначно хорошие, если не превосходные книги, которые я довольно высоко оцениваю. Первая это фэнтези «Многорукий бог Далайна» (в свое время она действительно выделялась на фоне «новой волны отечественного фентези»), фантастическая повесть про загробный мир «Свет в окошке», которую я перечитывал не единожды (как и в случае с «Многоруким богом» здесь у Логинова интересна игра ума, плюс шикарная открытая концовка) и, наконец, «Колодезь».
Роман «Колодезь» я читал в юношестве как раз в годы ее публикации в году эдак 1998. Помню, что тогда она мне понравилась, но по давности лет я забыл почему. И вот в одном букинистическом я увидел то самое издание и не удержался - приобрел тонкую книжечку от «Азбуки». И, ничтоже сумняшеся, прочитал.
Хочу сказать, что несмотря на стандартный сюжет о мытарствах главного героя, напоминающий фэнтезийный канон, когда протагонист носится по свету, нигде надолго не задерживаясь, попадая в эпичные передряги и чудесным образом избегая смерти, книга оставляет интересные впечатления.
Итак, перед нами псевдоисторический роман. Главный герой - обычный крестьянин 17 века, волею судеб попавший в рабство и оказавшийся в мусульманских странах. И практически весь век его носит по огромной территории, где он пытается выжить, приспособиться или вернуть старые долги обидчикам.
В случае «Колодезя» трудно что-то писать о сюжете, так как это обязательно окажется спойлером. Поэтому перейду к впечатлениям.
Во-первых, мне пришлось по нраву описание жизни людей нашей страны так и их соседей в 17 веке. Логинов не делает упор на патриотические настроения, которые обязательно должен затронуть любой российский автор, пишущий о прошлом нашей страны (кроме сталинских времен, разумеется, хе-хе) - наоборот, он показывает обычный, зачастую жутковатый быт народов, который скорее всего таким и был (я не профессиональный историк и не могу утверждать, что так оно и было, но полученное мною образование соглашается скорее с Логиновым, чем с ультра-патриотами, рассказывающие про удивительный патриархальный благолепный уклад российских крестьян или казаков). Здесь мы читаем про крестьян, которые непомерно обложены налогом, которые страдают из-за самоуправства властей и набегов казаков-разбойников, но и сами эти крестьяне не ангелы и порой вытворяют те еще мерзости, после которых спокойно идут в церковь причащаться. Не лучше и не хуже казаки, нападающие как на басурманские города, так и на свои - в будущем это будет показано как восстание против царского режима. Отдельное внимание в книге уделено Степану Разину - обыкновенному бандиту и душегубцу, который стал исторической личностью лишь из-за размаха своего бесчинства.
Сразу же отмечу, что всё это не читается как грязь или поливание помоями великой русской нации и великой русской истории. В книге множество положительных в контексте эпохи героев. Просто было такое время и такое место, когда люди жили как умели - и вот этот подход к антуражу у Логинова мне импонирует.
Во-вторых, фантастическая составляющая. Конечно, странствования главного героя по всему свету и избегание им смерти это уже фантастика, но в романе есть и натуральная мистическая линия. Она появляется по ходу сюжета ровно два раза. И если первый раз ее появление слегка напрягает - читателю кажется, что это несколько неуместно при реалистическом повествовании, - то появление во второй раз всё расставляет на свои места. И понимается глубокая задумка автора. Отсюда мы переходим к третьему впечатлению.
В-третьих, в «Колодезе» шикарная концовка. Да, она чем-то напоминает по своему духу и содержанию концовку «Пикника на обочине» - наверное, тот же посыл, но, конечно, разный контекст. В романе много внимания уделено религии. Главный герой постоянно ищет духовной мудрости, пытаясь остаться богоугодным православным христианином, надеясь на справедливость свыше. Но вместо этого большую часть своей жизни он проводит в местах поклонения Аллаху и видит, что иноземный Бог точно также не особо интересуется своей паствой, а потом, оказавшись на родине его предает и собственный христианский бог - за время отсутствия героя в России произошел раскол. И всё, чему его учили батюшки, оказалось ересью - теперь ему приходится скрывать свое «староверие».
Я пишу это к тому, что сам автор тот еще атеист и никогда не скрывал своего неприятия к религии (чего стоит описание константинопольского патриарха Парфения - патриархи, они, везде и всегда одинаковы, не так ли). И через всю книгу проходит очень тонкая философская мысль: можно ли остаться Человеком, не имея Бога за пазухой? То, как Логинов описывает духовное преображение героя, у меня вызывает зависть (я бы тоже так хотел писать, если бы я был писателем). Вот тут автор очень профессионален, и, наверное, ценность книги не в живом повествовании и не в занимательных злоключениях героя, а именно что в раскрытии вечного поиска истины и последующем разочаровании в этом поиске. Фантастическая яркая и в то же время грустная концовка дает ответ на этот вопрос. Адекватный атеистический ответ всякого рода морализаторам от религии. Читая отзывы и рецензии на книгу, я редко встречал такое понимание произведения: значит ли это что я слушком заумен и вижу то, чего нет в посредственном фэнтези или все-таки читатели не достаточно углубились в философскую проблематику романа. Но, напомню, я читал во второй раз, припоминая сюжет и зная концовку, и мог уже поразмышлять над более глубоким содержанием.
Поэтому я рекомендую «Колодезь» обязательным к прочтению, как один из непризнанных шедевров российской литературы конца 90-х. Вот по такой книге нам бы нужно снимать сериалы в пику «Играм престолов» или экранизировать в виде игрового кино супротив не менее псевдоисторических, но чересчур лубочных «викиногов» и «евпатиев коловратов». Но не уверен, что такое прокатит: у нас слишком важно показывать русский народ умными непобедимыми насмешниками, а главных героев - болеющих душой за отчизну бессмертных страдальцев.