Бери от жизни всё

Oct 03, 2018 12:50


Часто приходится слышать, не правда ли?
На этом лозунге, по сути, строится вся идеология потребительского общества.
И этот лозунг - глубоко порочен. Отнюдь не в этическом,  но в логическом смысле.
Что имеет ввиду тот, кто говорит это? Очевидно, что речь не идёт о всех материальных ценностях - их слишком много, чтобы ими мог владеть один человек. Но и в том случае, если подразумевается всё многообразие жизненного опыта - взять это самое «всё» невозможно, поскольку жизнь человека принципиально конечна. Более того, она весьма коротка, и ещё меньше тот её отрезок, в котором человек активно этот опыт приобретает. Поэтому человеку постоянно приходится делать выбор: куда пойти учиться, на ком жениться, с кем дружить, какие книги читать и какие фильмы смотреть, куда поехать в отпуск. И всё равно в мире будет множество мест, где ты ещё не разу не то что не был - но не будешь никогда.
Кто-то к сорока годам успевает объехать весь мир, кто-то - перепробовать все возможные виды наркотиков и/или духовных практик, а кто-то успел вырастить пару детей, и теперь, когда дети выросли, наслаждается вновь обретённой свободой. Конечно, многое упущено; но зато прикрыты тылы, есть, кому подать в старости стакан воды (если, конечно, всё получилось правильно). А главное - выполнена главная задача: осуществить преемственность. Не только своего биологического вида, но и преемственность собственного опыта - потому как дети наилучшим образом подходят для решения этой задачи. Эту роль могут сыграть и ученики. Спору нет, ученики необходимы.
Но именно дети, в силу того, что они находятся рядом с родителями как раз в тот период, когда формируется их сознание, перенимают не просто готовые формулы - они воспринимают саму структуру мышления родителей, начиная с первичных её элементов. Осознание себя как такового, себя в этом мире, понимание, в самом широком смысле, своего места в жизни есть системообразующие установки личности. И они перенимаются на до-сознательном, эмоциональном уровне. Позже, когда личность обрела уже свои контуры, и ребёнок начинает сознательную работу над её наполнением - то бишь, учение - он делает это так же, как делали его родители. Просто потому, что это единственный доступный ему modus vivendi.
В сущности, основная цель воспитания - как раз решение задачи формирования этих системообразующих установок наилучшим образом, тогда как целью обучения является наполнение их конкретным содержанием. Сами же установки представляют собой опыт родителя - но и концентрированный опыт предыдущих поколений, в  значительной степени. Ценности меняются - но крайне неохотно и медленно. К слову, защитникам скреп не о чем беспокоиться. Инертность системы очень велика. И отмирают только те представления о должном, которые окончательно и бесповоротно потеряли связь с реальностью. Да и то: совсем недавняя история показывает, что они готовы воскреснуть в любой момент - как только к этому возникнут предпосылки. А всё потому, что это уже сформированная модель; человек внутри себя знает, как жить в таких условиях. И, как только реальность меняется соответствующим образом, необходимые "файлы" "распаковываются" и устанавливается другая операционная система.
Опыт, передаваемый из поколения в поколение, подсказывает, как действовать в той или иной ситуации. Это легко объяснить: в коллективной памяти сохранились только правильные выборы - то есть те, которые привели к сохранению носителя этого опыта и созданию необходимых условий для его передачи. Те, кто делал неправильные выборы - в большинстве случаев не сумели передать опыт.
Конечно, непосредственный опыт родителей занимает подавляющую часть всего передаваемого опыта - я бы оценил его процентов в 80. Соответственно, опыт предыдущего поколения - в 80% от оставшегося, и так далее.
Нужно, однако, учитывать и то обстоятельство, что ребёнок, в нормальных условиях, воспроизводит структуры сознания обоих родителей. Это необходимо, чтобы передаваемый опыт был наиболее полон; даже если часть информации не используется в силу гендерного статуса, она всё равно сохраняется, чтобы, возможно, актуализироваться в последующем поколении. Перед нами особый фрактал, каждый последующий элемент которого воспроизводит структуру на новом уровне - и, одновременно, добавляет к ней что-то ещё.
Значит ли это, что личный опыт, который уже через несколько поколений имеет исчезающе малое значение, вообще не имеет никакой ценности? Уверен, что нет.  Но ценность личного опыта существует только тогда, когда он может быть передан, тем или иным образом. Не обязательно непосредственно. Литература, искусство, наука и техника - всё это представляет собой различные зафиксировать его, тем или иным образом. И, решая ту или иную проблему, человек может обратиться к этому опыту. Однако, таким способом можно передать только содержательную сторону накопленного опыта. И, если в структуре сознания отсутствуют необходимые «ячейки», это знание окажется бесполезным. Человеку просто некуда будет «положить» его, и оно будет валяться бесполезным хламом.
Проблема состоит в том, что мир непрерывно развивается. А, значит, в памяти поколений (т.е. в структуре личности) в определённый момент не оказывается нужной модели поведения. Текущая со временем накапливает слишком много ошибок и окончательно перестаёт работать. И тогда - новая модель создаётся эвристически. И, как любая эвристическая модель, она крайне неустойчива. Но она запускает процесс перестройки общества. А, поскольку необходимые структурные компоненты отсутствуют в массовом сознании, единственный возможный консенсус - в понимании крайней непригодности существующего порядка вещей, который должен быть разрушен.
Естественно, создателем новой концепции мира становится новое поколение - то, которое набирает силу, которому предстоит жить в обществе нового типа. Оно вынуждено делать это, отрицая существующий порядок - а, значит, и его носителей, то есть поколение предшествующее. Классическая проблема отцов и детей. Если же эти перемены происходят при жизни одного поколения - ему приходится сражаться с самим собой, с собственными установками. Предыдущему поколению остаётся довольствоваться ролью зрителя; даже осознавая негодность существующего порядка вещей, оно не в состоянии предложить правильного выхода: его сознание состоялось, и в нём нет места новым формам.
Единственное, чем оно может помочь - убрать за собой перед тем, как покинуть это мир.

образование, цена свободы, общество

Previous post Next post
Up