НАЧАЛО Последние события не оставляют сомнения: дни существующей системы сочтены. Никто не верит более в пресловутую стабильность. Представители власти всё менее считают нужным скрывать свои истинные мотивы и имеющиеся противоречия. И в этой ситуации сторонний наблюдатель получает порой уникальный шанс - развидеть изнанку истории.
Как было отмечено выше, главным условием того, чтобы развиденное таким образом было отражением истинного мира, а не фантазий наблюдателя, является понимание логики событий, трендов, "силовых линий". Как говорил ещё Гельвеций, знание немногих принципов освобождает от необходимости знания многих фактов. Необходимо чётко понимать, что
а) у любых событий есть внутреняя логика. Простым доказательством этого тезиса является то обстоятельство, что мы легко находим эту логику в событиях исторических, и нет никаких причин отказывать в ней той истории, которая творится сейчас, нашими и наших современников усилиями.
б) всякое событие не является производным из усилий какого-либо определённого субъекта, будь то личность, класс или любая иная группа людей, но результатом их совокупных и разнонаправленных усилий.
в) субъектность каждого игрока являтся величиной переменной, и зависит от различных факторов, большей частью объективных и не зависящих от самого субъекта. Это мысль кажется парадоксальной - но мир, в котором мы живём, отнюдь не чужд парадоксов.
Существенным вопросом является ещё и вопрос воли субъекта, который нужно рассматривать в узком смысле воли к изменению существующего порядка вещей. Воля к его сохранению может рассматриваться как пример отрицательной воли, действующей против законов развития системы и гомеостазиса в целом. Увы, в таком качестве она, бесспорно, оказывает влияние на расклад сил - но это влияние обречено всегда на преодоление его системой.
Насколько правомерно присваивать волю коллективным субъектам? Рассматривая этот вопрос в контексте вышесказанного, понятно, что воля коллектвного субъекта точно так же является результирующей воль составляющих его индивидуальных элементов. И, будучи объеденены одинаковым пониманием окружающей действительности, желаемых изменений таковой и своего места в ней, то есть всего того, что, в совокупности, является собой групповое сознание, такие элементы способны консолидировать свою волю и получить мощный синергетический эффект. Как было сказано, забудь, что ты грамм и почуствуй себя миллионной долей тонны. Именно поэтому Ленин настаивал, что классовый интерес - наиболее реален, поскольку, реализуемый большим количеством элементов (класса), он в наибольшей степени проявляет себя в истории.
Но это верно, когда мы анализируем действительно большие, тектонические процессы. Если спуститься на уровень пониже, то здесь мы обнаружим и более мелкие субъекты: группы, кланы, политические организации и партии, ведомства, корпорации и так далее. И у них есть также свои групповые интересы, так или иначе, реализуемые их элементами - то есть конкретными людьми, принимающими решения.
Ключевым на этом уровне выступает вопрос власти: то есть способности субъекта делать свою волю мотивом поведения других. Власть может осуществляться по разному, и далеко не всегда это делается директивно. Давно разработаны методы воздействия на других людей, как индивидуальные, так и коллективные. А, поскольку окружающая нас реальность глубоко социально, то эти методы со всем основанием могут рассамтриваться как методы управления реальностью - и это вряд ли будет преувеличением.
Учитывая особенности объекта, к которому прикладываются усилия, очевидно, что методы прямого управления здесь не могут работать - для этого требуется огромная и высокоорагнизованная система, сложность которой делает её принципиально нестабильной. Но это и не требуется.
В недрах неоконовских институтов была разработана теория управления хаосом, согласно которой можно добиться желаемых изменений гораздо меньшими - и реалистичными - услилиями, ен прибьегая к тотальному контролю.
Используемые методики можно разделить на две группы: механика малых воздействий и формирование среды.
Первая группа методик используется исходя из представления а том, что мир являет собой бесконечно динамичную и нестабильную среды, чутко реагирующую на любое изменение. Поэтому, если чётко рассчитать момент приложения силы, можно добиться несопоставимых с затраченными усилиями результатов.
Вторая основана на том, что принятие решения осуществляется каждым субъектом на основании имеющегося у него в конкретный момент представления об окружающей реальности, и, если это представление неким образом "подправить", представить реальность под определённым углом, можно добиться того, что принимаемые решения будут отвечать задачам манипулятора.
продолжение следует