Пара слов про Удальцова

Aug 24, 2017 14:18

Выход Сергея Удальцова из застенков породил определённую медийную волну, и это неудивительно. Многие блогеры (и не только) поторопились сходу определить Удальцова провокатором. Не думаю, что подобные обвинения оправданы.  Нет, я вполне допускаю, что его могут использовать - но не могу ни в коем случае не могу согласиться с тем, что он сознательно работает на власть (фсб, ментов, АП - нужное вписать). Как человек, знающий его довольно долго, я уверен, что сломать его не могли, и уж тем более сложно представить себе, что он добровольно станет действовать в интересах режима. Хотя, после его пресс-конференции у меня остался нехороший осадок.
А буквально сегодня я посмотрел тут интервью Сергея. Ну что сказать... Впечатление ещё более тягостное, чем от его же пресс-конференции.
Есть несколько серьёзных вопросов, которые бы хотелось задать (и ответы на которые хотелось бы услышать). Увы, Удальцову эти вопросы не задают.
Сам бы задал - но Сергей, по видимости, с момента освобождения находится под плотным колпаком. Его супруга и бессменный пресс-секретарь Анастасия не даёт никому с ним разговаривать, отвечая на все вопросы, что Сергей "занят". Причём, не только я натыкаюсь на такое отношение - многие бывшие соратники Сергея говорят то же самое. А анонсированная им встреча с товарищами, которая была запланирована ещё на 12 августа, насколько мне известно, так и не состоялась.
Возможно, Сергея держат на очень коротком поводке - не знаю. В этом случае могу только посочувствовать ему.
А, возможно, его нынешнему "окружению" (Виолетте Волковой, Стасе Удальцовой  и кому-то ещё) удалось убедить Сергея отказаться от любых контактов со старыми товарищами, дабы...
Дабы что?
Ну, видимо, чтобы не портить будущую карьеру профессионального политика и депутата от КПРФ, ну и чтобы не смутили Сергея разговорами о революции.
Собственно, здесь я подошёл к своей основной претензии к Удальцову - но вернусь к ней чуть позже.
Конечно, в первую очередь я хотел бы лично объяснить Сергею свою позицию по Левому Фронту, почему я вышел из него, и почему предлагал его распустить решением съезда. Представляю, как, усилиями Стаси и "группы товарищей", я выгляжу сейчас в глазах Сергея.
К слову, исходя из этого, я вполне допускаю, что он сам не желает общаться со мной и рядом других людей, которых ему (наверняка) представили как чуть ли не предателей и врагов. Хотя, как человек неглупый, он, думаю, всё же должен бы был предпринять некие усилия, чтобы выяснить объективную картину или хотя бы потребовать объяснения у этих людей. Всё-таки нас объединяют годы совместной борьбы.
Понятно, что человек, вырванный из общественной жизни на 4,5 года, не может адекватно оценивать происходящее. Поэтому его суждения - наивны, и подчас граничат с глупостью.
(Истины ради - такой же глупостью некоторые товарищи считают мою позицию, которая, грубо, заключается в том, что Удальцову, дескать, нужно просто открыть глаза на существующую реальность - и он вернётся в наши ряды).
Но какие конкретно у меня претензии к Сергею?
1. Позиция по отношению к КПРФ. За прошедшее время эта партия деградировала окончательно, что прекрасно демонстрируют результаты последних региональных и местных выборов по всей стране. Из КПРФ последовательно вытравливалось всё более-менее живое, всё активное, всё, не побоюсь этого слова, коммунистическое. Сегодня это - абсолютно правая партия, с неким налётом социал-демократизма. Считать КПРФ левой силой и всерьёз говорить о том, что она должна объединить кого-то на левом фланге - значит проявлять преступную близорукость. Хочется верить, что Сергей в этом вопросе искренне заблуждается.
2. "Крымнаш" и "Герои Донбасса". Увы, не могу не согласиться с тем, что в данных вопросах Удальцов занимает позиции, близкие к имперским. Оправдывать присоединение Крыма волеизъявлением его жителей может лоялист и охранитель - но не человек, который отсидел 4,5 года за то, что был несогласен с фальсификацией выборов. Неужели Сергей всерьёз думает, что в случае с крымским референдумом голоса считали не так, как на выборах в самой России? Учитывая, что это делал тот же самый российский ЦИК - трудно представить, что они могут считать как-то иначе. По поводу Добасса - можно было бы согласиться с тем, что там местное население отстаивает свои права - если бы во всём, что там происходит, начиная от управления и заканчивая боевыми действиями, так отчётливо не проглядывали бы уши Кремля. Но, принимая во внимание, что Сергей все эти годы был ограничен в получении информации, я допускаю, что такая позиция - результат искреннего заблуждения. К тому же, Удальцов всегда был патриотом - в отличие от многих, настоящим, а не на зарплате. Так что в данном случае зерна пропаганды упали на подходящую почву. Как, к сожалению, у многих других товарищей.
3. Отношение к действующей власти. Слова Удальцова, пусть и с некой издёвкой, о том, что Путин - сильный лидер, и всё такое - это просто отвратительно, кмк. Конечно, нет никаких причин испытывать личную неприязнь к Путину или, тем паче, ненавидеть его. Это как раз - абсолютно левая, коммунистическая позиция, прямо следующая из марксистского понимания роли личности в истории. Но вслед за этой позицией должно было, на мой взгляд, последовать разъснение: Путин - представитель и предводитель олигархического капитализма, сидящего на шее у трудового народа, последовательно проводящий в жизнь антисоциальную политику в интересах правящего класса. Сергей сказал, что ему непонятно, почему в правительстве у Путина сидят неолибералы. Так ли уж непонятно? Нужно совсем небольшое интеллектуальное усилие, чтобы понять это. И я не думаю, что Удальцов не способен на это усилие. Возможно, это "непонимание" носит риторический характер и рассчитано на то, что то, что "не понимает" Удальцов, "поймёт" его слушатель и читатель. Надеюсь, что так.
4. Восприятие оппозиции в целом и "общегражданский протест". Конечно, Удальцов периода "болотной революции" был одним из самых ярых адептов этого подхода. До сих пор он не смирился до конца с тем, что его либеральные попутчики просто использовали его (а заодно - и людей, которые за ним пошли) для достижения собственных задач, мало совпадающих с теми, которые открыто декларировались. Очевидно, что пути разошлись ещё сильнее, более того - в условиях нарастающей нестабильности каждая оппозиционная сила будет стараться навязать всему остальному обществу именно свою программу. Сегодня намерение Удальцова возродить КСО в каком-либо виде вызывает только улыбку. Впрочем, опять-таки это всего лишь показывает, насколько Сергей отрвался от реальности за время отсидки.
5. Революция. Удивительно, но за два часа пресс-коференции и час интервью Удальцов не нашёл времени, чтобы высказаться о ней. Нет, он упоминал революцию - говоря о столетнем юбилее, совершенно в духе КоПРоФилов и прочей провластной дряни. Но, по-видимому, в контексте существующей и будущей социальной реальности, как её видит Удальцов - места для революции нет. Идея о том, что примирение с Украиной возможно после того, как украинцы сменят свою власть, а мы - свою, привлекательна и интересна. Но при этом, вместо чёткого понимания того, как именно это возможно (не на Украине, в России) - только обтекаемые формулировки и общая направленность мысли, свидетельствующая о намерении идти во власть исключительно с соблюдением существующих процедур. Неужели Удальцов верит в то, что в нашей стране возможна смена режима путём победы оппозиции на выборах? Или это просто осторожность в словах, вызванная нежеланием "загреметь" по-новой? Допускаю, но, кмк, Сергей мог бы найти такие формулировки, которые исключили бы возможность "привлечь" его. Моя позиция в данном вопросе известна - я считаю (и пишу об этом), что революция - неизбежна. Более того - я уверен, что любой коммунист должен разделять эту позицию - в конце концов, тут ещё дедушка Ленин всё объяснил. В противном случае человек, в лучшем случае, может называть себя социал-демократом или социал-реформистом, но никак не коммунистом. Особенно печально видеть это в отношении человека, когда-то сочинившего "Революцию Воли".

image Click to view


Если бы Сергей Удальцов выступил бы и честно сказал, что он навоевался, что он отказывается от революционной борьбы, что он своё отсидел, и так далее - это было бы неприятно, но понятно по-человечески. Возможно, это было бы близоруко и политически ошибочно - но честно. Хотя вполне возможно, что Сергей вовсе так не считает - а надеется "проскочить по лёгкому", дождаться (неизбежной) революции, и уж там - развернуться, так сказать, в полную силу.
Вот только, на мой взгляд - так не бывает. Революция может проиграть - но она не терпит компромиссов и соглашательства. У Удальцова ещё есть шанс стать настоящим революционным лидером. Воспользуется ли он этим шансом - другой вопрос.
А с ним или без него - революция всё равно произойдёт.

Сергей Удальцов, политическое, тюрьма и воля, революция, Левый Фронт

Previous post Next post
Up