Оригинал взят у
mehanoid в
Стоит подумать.Оригинал взят у
marsel_izkazani в
Две теории возникновения Русской революции в 2017 г. Есть, как минимум, две экономико-политических теории, обосновывающих возможность возникновения революции в современной России.
1) Теория революции Джеймса Дейвиса
"Тучные нулевые", повысившие благосостояние среднего россиянина, прекратили своё существование с падением цен на нефть. С 2014 г. в России падают доходы населения, т.к. большинство предприятий России, прямо или косвенно, связано с госбюджетом, доходы которого наполовину являются нефтегазовыми, или сами представляют собой или обслуживают нефтегазовую отрасль.
Массовых банкротств предприятий ещё нет, но уже есть массовые закрытия банков, т.е. банковские клерки теряют работа. А если банкротство банков происходит внезапно, как с
Татфондбанком, то это затрагивает и малый и средний бизнес, которые тоже теряет деньги и даже сам бизнес, а значит, теряются доходы, возникает ещё большая безработица.
Растут налоги, акцизы и квазиналоговые сборы "Платона". От этого богатеет госбюжет, но эти деньги не возникают, а извлекаются из наших карманов.
Вот это тройное обеднение приводит к революционной ситуации по
Джеймсу Дейвису:
Революции с наибольшей вероятностью происходят тогда, когда за продолжительным периодом экономического и социального развития следует короткий период резкого спада. При этом люди начинают опасаться, что заработанные с большим трудом личные достижения будут утрачены; их настроение становится революционным. На это явление указывают примеры восстания Дорра, русской революции и революции в Египте, а также косвенные данные по другим случаям гражданских волнений. Индикаторами общественных настроений могут служить статистические показатели уровня жизни, безработицы, частоты забастовок в промышленности и другие. ("К теории революции", 1962).
2) Теория краха меркантилизма Эрнандо де Сото
Экономическая структура современной России в точности соответствует тому, что было в Европке в 15-19 веках.
Эрнандо де Сото именует это меркантилизмом и выделяет такие его признаки:
- высокая доля государства в экономике и препятствия частному бизнесу;
- избыточное госрегулирование экономики;
- привилегии у отдельных элитарных групп, влияющих на политику государства;
- монополизм и подавление конкуренции;
- бюрократия и коррупция.
Меркантилизм был преодолён на Западе как мирным, так и насильственным способом к концу 19 - началу 20 вв.: мирно - в Англии; насильственно - во Франции, Испании и в ... России (в 1917 г.).
Но в России 100 лет назад на руинах меркантилизма (и Российской Империи) возникло не демократическое, а тоталитарное государство СССР, которое тоже рухнуло (что не удивительно). На его месте не возникло демократии с рыночной экономикой, но вновь возродился меркантилизм.
В силу своей экономической неэффективности нынешний меркантилим в России не может не потерпеть крушения, причём повторного выруливания на коммунистические рельсы уже не случится, т.к. страна уже совсем не та, что век назад, хоть и актуальны те лозунги вроде "Долой самодержавие!" и "Вся власть Учредительному собранию!":
Из европейского опыта нужно усвоить, что слабеющее меркантилистское правительство, противящееся необходимым институциональным изменениям, открывает простор насилию и беспорядку. Ценой массовых репрессий оно может отсрочить неизбежный переход, но рано или поздно противоречия будут разрешены: либо торжеством коммунистической диктатуры, либо через демократическую систему и рыночную экономику. (
Эрнандо де Сото "Иной путь. Экономический ответ терроризму", 1989)
* * *
У российского правительства остаётся только одно средство отсрочить либерально-демократическую революцию - применять
насилие против всех дееспособных лидеров и сил, могущих восстать и сместить их.
Однако, насилие является эффективным средством только локально и лишь недолго. Само это правительство будет атаковано теми, кого оно подкармливает: кавказский терроризм вновь придёт в Москву, как только та перестать пересылать туда деньги из госбюжета.
Но что ещё более важно, солдаты не станут стрелять в народ, а перейдут на сторону народа. Путин с Золотовым, Шойгу, Бортниковым и Колокольцевым могут и будут считать, что ситуация им подконтрольна, но они не могут себе признаться в очевидном:
Если автократ сохраняет контроль над силовыми структурами, он может подавить общественное недовольство привычными для авторитарного режима способами, показав, что способен пролить столько крови, сколько нужно, чтобы сохранить власть. Но в кризисной ситуации убеждение в нелегитимности и нестабильности режима нередко распространяется и на солдат, сержантов, младших офицеров. Когда диктатору особенно нужны лояльные силовые структуры, они перестают работать. (Егор Гайдар "Гибель империи", 2006)
Ведущиеся войны на украинском Донбасс и в Сирии лишь подтачивают режим. Бюджетные деньги, которых стало и без того мало, миллиардами выбрасываются в горнило войны, а патриотизм, раздуваемый на ТВ, является столь же бутафорским, как и их телевизионные декорации: война против братьев-украинцев и против далёких арабов не может дать патриотизма такой же силы и качества, как патриотизм в годы Великой отечественной войны.
Всё вместе делает революцию в России в 2017 г. не только возможной, но и...