12.
Загадка шкатулки, тем не менее, не отпускала Артёма. Для начала он решил узнать, что означает рисунок из двух треугольников.
Возможность представилась достаточно скоро. Преподавателем философии на его курсе был загадочный и взбалмошный старик; студентам казалось, что ему лет сто. Это был доктор философских наук, академик Владислав Викторович Ильин. Иногда он как будто «подвисал» на ровном месте; в эти моменты он о чём то сосредоточенно думал и даже, вроде бы, кивал, прислушиваясь, невидимому собеседнику. Но потом, как ни в чём не бывало, «возвращался» обратно - и всегда ровно в то же самое прерванное предложение, продолжая лекцию. Студенты тихонько подсмеивались над ним; он замечал это, и никогда не ругался - даже подсмеивался в ответ. Владислава Викторовича отличал ясный ум и совершенно невозможный объём знаний - казалось, в мире просто не существует ничего, чего бы он не знал. Было вполне естественно обратиться с вопросами именно к нему.
Как-то после лекции Артём, наконец, решился, и подошёл к профессору. Не могли бы вы помочь мне, спросил он. Мне надо узнать, что это. Артём протянул профессору листок с нарисованными треугольниками. Виктор Васильевич посмотрел на студента поверх очков и спросил его, действительно ли ему это так важно? Да, ответил Артём. Очень важно. Вопрос жизни и смерти, вы хотели сказать, добавил профессор. Артём взглянул недоумённо. Нет, не хотели? Странно… А могли бы вполне. Что ж, запишите адрес и приходите как-нибудь, лучше в субботу, часиков в пять вечера. Сможете? Конечно, ответил Артём. Я приду.
В ту же субботу в назначенное время Артём прибыл по указанному адресу, в одном из переулков Покровки. Профессор впустил его в тёмную прихожую, а затем - в кабинет, который больше напоминал библиотеку. Все четыре стены достаточно большой комнаты занимали полки с книгами, от пола до потолка. Может быть, коньяку, предложил профессор. Всё-таки здесь мы с Вами можем выйти за рамки отношений преподавателя и студента. А коньяк - хороший, очень рекомендую. Артём согласился, и профессор передал ему бокал, в котором было налито на пару пальцев тягучей ароматной жидкости. Ну-с, рассказывайте, молодой человек! Где вы увидели этот знак?
Артём не хотел никому рассказывать про шкатулку, поэтому сказал первое, что пришло в голову: что видел знак на кладбище. Когда он говорил это, что-то шевельнулось в памяти - как будто это действительно было так; но шевельнулось - и прошло, не оставив следа.
А Вы уверены, что правильно всё нарисовали? Думаю, Вы немного исказили картинку. Тем более, если видели её на могиле; скорее всего, вместо одного из треугольников был просто острый угол, без основания. Возможно, сказал Артём. Ну, в этом случае - ничего удивительного. Это один из древних масонских знаков, и обозначает он треугольник и циркуль - инженерные инструменты. Такие знаки использовали масоны всей Европы для того, чтобы отличить членов Братства. Часто их «зашифровывали» в различные изображения, в орнамент - и только посвящённый мог узнать, что имеет дело с каким-либо предметом, имеющим отношение к Братству. Также эти знаки, расположенные на архитектурных элементах, могут указывать на тайники или скрытые ходы. Думаю, однако, все тайники уже давно открыты, так что теперь - это просто исторический артефакт. Не говоря уже о том, что всевозможные масонские тайны и ритуалы, в подавляющем большинстве случаев, не содержали ничего интересного. Масонство, скорее, было увлечением, игрой для высших кругов общества. Ну, и, в какой-то степени, социальным лифтом; став масоном, какой-нибудь разночинец мог рассчитывать на продвижение по службе, и даже на дворянское звание. Правда, подобные случаи были довольно редки. Вместе с тем, нет ничего удивительного, что эти ритуалы сближали тех, кто в них участвовал, и ими периодически составлялись вполне реальные заговоры. К примеру, есть сведения, что результатом именно такого заговора было восстание декабристов.
А какой истинный смысл этих символов? О, тут в двух словах не расскажешь. Но я никуда не тороплюсь, сказал Артём. И мне действительно интересно.
Тогда будьте готовы к небольшой лекции.