Когда-то я уже писал о патриотизме. Но тема не теряет актуальности. Да и, признаться, тот пост был в большей степени эмоциональным. А недавняя дискуссия с smirnoff_v переводит разговор в более конкретную плоскость
( Read more... )
= если сам факт вы воспринимаете, как аргумент "против" - я с этим ничего поделать не могу. в конце поста я как раз задал вопрос: разделяет ли читатель мою позицию, что патриотизм есть буржуазная идеология, или допускает его внеклассовую сущность? а ваше мнение каково? = обывательский патриотизм суть развившийся инстинкт территории. как к нему можно относиться? никак. естественно, патриотизм, как идеология, обращается к этому инстинкту, и паразитирует на нём. именно благодаря этому паразитированию буржуазия смогла получить политическую власть, и до сих пор удерживает её. = в этом, повторю, нет ничего удивительного. к тому же, конфликт между ссср и китаем не был межнациональным. он был идеологическим - условно, именно вопрос о том, как правильно строить коммунизм стал зерном этого конфликта. = не правда. никто не может помешать вам сменить регион проживания, равно как и круг общения. когда-то точно таким же непременным условием было вероисповедание - сто лет назад его даже в паспорте указывали. но ничего - как-то это преодолели. идентичность важна, когда является фактором социализации (и, как следствие, политическим фактором). конечно же, она имеет идеологический характер - но дело в том, что идентичность, во многом, продуцируется идеологией (хотя последняя именно к ней апеллирует, как к своему источнику). для примера стоит вспомнить "патриотическое воспитание", о необходимости которого часто говорится. это явно запрос, исходящий сверху; а, следовательно, никакого патриотизма "снизу" нет - иначе не было бы необходимости насаждать его. = повторяю: я не ищу аргументов "против патриотизма". бороться с патриотизмом - такая же глупость, как бороться с православием. я только изучаю его, как явление - социальное, психологическое, политическое. я не борюсь с религией - но я антиклерикал. по патриотизму - схожая позиция. когда-то человеку были необходимы костыли в виде веры в бога или государство. но, чтобы идти дальше, костыли необходимо отбросить. однако это вовсе не значит, что нужно пойти и отнять у инвалидов костыли - понятно, что результат будет не слишком хороший. но наша задача - научить человечество обходиться без костылей.
> разделяет ли читатель мою позицию, что патриотизм есть буржуазная идеология, или допускает его внеклассовую сущность? а ваше мнение каково?
Вы всё как-то сводите патриотизм даже не к этатизму, а к "люби хозяина". Я в этом с вами не согласен. Мои левые взгляды произрастают именно из патриотизма.
> обывательский патриотизм суть развившийся инстинкт территории.
Конкретной территории, "малой родины"? Если да, то это противоречит реальности с её, например, романтиками Крайнего Севера. Если нет, то такую огромную страну, как наша, ни в какой "инстинкт" не запихнёшь.
> именно благодаря этому паразитированию буржуазия смогла получить политическую власть, и до сих пор удерживает её.
Хотел вам привести в пример СССР, но вы же сейчас напишите о разделяемом вами советском патриотизме. Разрешите уточнить. Вы советский патриот потому, что всё-таки здесь родились, или только оттого, что Советский Союз - первое государство, решившее строить социализм? То есть патриотом (именно патриотом), например, Германии, победи революция там, а не у нас, вы были бы? Я как-то слабо себе это представляю.
> конфликт между ссср и китаем не был межнациональным. он был идеологическим - условно, именно вопрос о том, как правильно строить коммунизм стал зерном этого конфликта.
Мне кажется, вы недооцениваете материалистические причины конфликта :-)
> когда-то точно таким же непременным условием было вероисповедание - сто лет назад его даже в паспорте указывали
В основе атеизма лежит сомнение и рациональное мышление. Что лежит в основе отрицания патриотизма? Именно патриотизма, а не "люби хозяина". На мой взгляд, эгоизм ("я никому ничего не должен") и элитаризм ("меня, такого прекрасного, ничто не объединяет с этой страной"). Насколько это "левые" качества?
> конечно же, она имеет идеологический характер - но дело в том, что идентичность, во многом, продуцируется идеологией
Да, идентичность в немалой степени - это результат идеологической накачки. Я правильно понимаю, что рассказ в школе о Бородинской битве (который ровно тот же, что и в каком-нибудь 75-м году) вдруг сделает из припавшего к роднику злокозненного патриотизма школьника мелкобуржуазного гондона, голосующего за эксплуатацию человека человеком? :-) Я что-то сомневаюсь. Этим прекрасным вещам школьник научится не на уроке патриотического воспитания.
> когда-то человеку были необходимы костыли в виде веры в бога или государство
"С уважением, ваш коллега, белый либертарианец"? :-)
= обывательский патриотизм суть развившийся инстинкт территории. как к нему можно относиться? никак. естественно, патриотизм, как идеология, обращается к этому инстинкту, и паразитирует на нём. именно благодаря этому паразитированию буржуазия смогла получить политическую власть, и до сих пор удерживает её.
= в этом, повторю, нет ничего удивительного. к тому же, конфликт между ссср и китаем не был межнациональным. он был идеологическим - условно, именно вопрос о том, как правильно строить коммунизм стал зерном этого конфликта.
= не правда. никто не может помешать вам сменить регион проживания, равно как и круг общения. когда-то точно таким же непременным условием было вероисповедание - сто лет назад его даже в паспорте указывали. но ничего - как-то это преодолели. идентичность важна, когда является фактором социализации (и, как следствие, политическим фактором).
конечно же, она имеет идеологический характер - но дело в том, что идентичность, во многом, продуцируется идеологией (хотя последняя именно к ней апеллирует, как к своему источнику). для примера стоит вспомнить "патриотическое воспитание", о необходимости которого часто говорится. это явно запрос, исходящий сверху; а, следовательно, никакого патриотизма "снизу" нет - иначе не было бы необходимости насаждать его.
= повторяю: я не ищу аргументов "против патриотизма". бороться с патриотизмом - такая же глупость, как бороться с православием. я только изучаю его, как явление - социальное, психологическое, политическое. я не борюсь с религией - но я антиклерикал. по патриотизму - схожая позиция. когда-то человеку были необходимы костыли в виде веры в бога или государство. но, чтобы идти дальше, костыли необходимо отбросить. однако это вовсе не значит, что нужно пойти и отнять у инвалидов костыли - понятно, что результат будет не слишком хороший. но наша задача - научить человечество обходиться без костылей.
Reply
Вы всё как-то сводите патриотизм даже не к этатизму, а к "люби хозяина". Я в этом с вами не согласен. Мои левые взгляды произрастают именно из патриотизма.
> обывательский патриотизм суть развившийся инстинкт территории.
Конкретной территории, "малой родины"? Если да, то это противоречит реальности с её, например, романтиками Крайнего Севера. Если нет, то такую огромную страну, как наша, ни в какой "инстинкт" не запихнёшь.
> именно благодаря этому паразитированию буржуазия смогла получить политическую власть, и до сих пор удерживает её.
Хотел вам привести в пример СССР, но вы же сейчас напишите о разделяемом вами советском патриотизме. Разрешите уточнить. Вы советский патриот потому, что всё-таки здесь родились, или только оттого, что Советский Союз - первое государство, решившее строить социализм? То есть патриотом (именно патриотом), например, Германии, победи революция там, а не у нас, вы были бы? Я как-то слабо себе это представляю.
> конфликт между ссср и китаем не был межнациональным. он был идеологическим - условно, именно вопрос о том, как правильно строить коммунизм стал зерном этого конфликта.
Мне кажется, вы недооцениваете материалистические причины конфликта :-)
> когда-то точно таким же непременным условием было вероисповедание - сто лет назад его даже в паспорте указывали
В основе атеизма лежит сомнение и рациональное мышление. Что лежит в основе отрицания патриотизма? Именно патриотизма, а не "люби хозяина". На мой взгляд, эгоизм ("я никому ничего не должен") и элитаризм ("меня, такого прекрасного, ничто не объединяет с этой страной"). Насколько это "левые" качества?
> конечно же, она имеет идеологический характер - но дело в том, что идентичность, во многом, продуцируется идеологией
Да, идентичность в немалой степени - это результат идеологической накачки. Я правильно понимаю, что рассказ в школе о Бородинской битве (который ровно тот же, что и в каком-нибудь 75-м году) вдруг сделает из припавшего к роднику злокозненного патриотизма школьника мелкобуржуазного гондона, голосующего за эксплуатацию человека человеком? :-) Я что-то сомневаюсь. Этим прекрасным вещам школьник научится не на уроке патриотического воспитания.
> когда-то человеку были необходимы костыли в виде веры в бога или государство
"С уважением, ваш коллега, белый либертарианец"? :-)
Reply
Leave a comment