Конечно, кому интересно.
Приведённый ниже текст был написан два года назад, но актуальности (несмотря на сильно изменившуюся политическую ситуацию) не потерял, на мой вгляд. Некоторые из моих читателей отреагировали на
пост по поводу оставления в силе приговора Удальцову и Развозжаеву; посыпались очередные обвинения в "гапонстве" и прочем провокаторстве. Ну и, закономерно вполне, меня поставили перед необходимостью (в очередной раз) определиться в своём отношении к Сергею.
Оно, спешу уверить своих читателей, не изменилось. Я по прежнему уверен, что Сергей наделал массу ошибок, и далеко не во всём я согласен с ним. Категорически не разделяю его мнение по вопросу Крыма (напомню, Удальцов назвал присоединение Крыма первым шагом к восстановлению Советского Союза).
Но.
Я уверен, что его мнение - это просто его мнение. Оно ни в коем случае не свидетельствует о каком-либо предательстве Удальцовым революции, коммунистического движения вообще и "Левого Фронта", в частности. Удальцов часто был неправ. Многократно был неправ: по поводу участия в "общеграджданском протесте", по поводу сотрудничества с Зюгановым, и по многим другим поводам.
Но я уверен в том, что даже в своих заблуждениях он был абсолютно искренен. И - абсолютно точно - он не был и не является каким-либо агентом. И у меня нет абсоолютно никаких причин сомневаться в его честности и порядочности.
Ну и, собственно, текст:
По факту главный идеолог Левого Фронта А. Сахнин, предвидя неминуемый и тяжёлый разговор с активистами, перед съездом организации разразился статьёй
"Практика против фразы". Позиция Сахнина вызывает
множество вопросов, на которые порою Алексею не удаётся ответить. Также свою позицию по вопросу высказали уважаемые мно
kommari и
haspar_arnery В сущности, вопрос сводится к тому, должен ли Левый Фронт идти в русле "общегражданского протеста" и добиваться "демократии" вместе с либералами (Сахнин это называет "практикой"), или мы должны оставаться верными коммунистической идеологии (по Сахнину, "фразе") и полагать либералов своими принципиальными, классовыми противниками, с которыми никакое сотрудничество невозможно.
Я сочувствую Алексею - ему приходится, в угоду некоей "политической целесообразности", защищать совершенно неприемлемые для него, как левого интеллектуала, позиции. Вдвойне, втройне ему тяжелее убеждать своих товарищей в правильности выбранного пути - именно потому, что он не может не понимать его ошибочности.
Напомню, что Форум Левых Сил (во многом обязанный тому, что состоялся, именно усилиям Сахнина) в прошлом году принял принципиальное решение - не участвовать в выборах в так называемый КСО, и не рекомендовать участие в этом органе своим участникам. Сахнин и Удальцов посчитали это решение ошибочным. И это можно было понять - тогда еще была иллюзия, что КСО действительно будет кого-то представлять, что на выборах проголосует масса людей, и левые смогут занять там достойное место. Однако на фоне роста популярности (по данным "Левада-центра", Удальцова поддерживали в сентябре 28% опрошенных, против 24% Навального), Сергей занимает на выборах только 20 место, проиграв не только либеральным лидерам, но и таким личностям, как друг Навального Ашурков (9), шоумен Шац (8) с женой (11), блогер Дзядко (13), бизнесменша Романова (17), а также неизвестные мне Гельфанд (6) и Соболь (15). Сахнин же, как и ряд других представителей левых, вообще не прошел в КСО. Организатор выборов Волков если не превзошёл, то оказался хорошим учеником Чурова.
Уже тогда стало ясно, что делать в КСО Сергею нечего. А появившиеся видеозаписи с заседаний КСО (... твою мать, коллега Кац!) лишь укрепили это мнение. На Совете ЛФ, однако, было принято компромиссное решение, что Удальцов участвует в работе КСО исключительно в личном качестве, и никого там, кроме себя, не представляет. Однако к съезду вся бессмысленность данного решения стала очевидна абсолютно всем: Удальцов воспринимается всеми именно как координатор ЛФ, и его участие в работе данного органа автоматически кладет тень на всю организацию. Добавлю сюда недоумение со стороны огромного количества людей левых убеждений по поводу участия Удальцова в этом самозванном органе. Политическая же ошибочность подобного "сотрудничества" стала очевидной после абсолютного провала марша 8-15 декабря, когда власти Москвы одними административными методами сумели недопустить массового выступления людей.
Такую ситуацию значительная часть, если не большинство активистов ЛФ посчитали неприемлемой, и люди пришли на съезд с чётким пониманием того, что якшаться с либералами - опасно для политического здоровья. Однако съезд прошёл под диктовку президиума в составе - Удальцов, Сахнин, Пригарин (про сам съезд можно почитать, к примеру
здесь здесь). Единственное, чего удалось добиться - изъять из постановления пункт об участии ЛФ в работе КСО. Все попытки отдельных активистов поставить на голосование противоположную трактовку (а именно - запретить членам организации участвовать в либеральных объединениях типа КСО) были отражены Удальцовым по формальным основаниям.
Я уже
писал том, насколько опасна может быть создавшаяся ситуация. Вот и первое
подтверждение. Нет, само по себе создание платформ внутри организации отнюдь не предосудительно: Левый Фронт на то и "левый", чтобы объединять в себе левых разных взглядов. Пригарин заявил о создании "марксистской платформы", ваш покорный слуга - о создании неавторитарной социалистической платформы, и даже презентовал на съезде её
флаг. Однако направленность новой платформы несколько настораживает - её создатели практически обвиняют руководство организации в отступлении от левых принципов. И, что особенно печально, для таких обвинений есть основания как в идеологическом (сотрудничество с классовым врагом), так и в организационном (вождизм и волюнтаризм) плане.
Главная проблема создавшейся ситуации - та самая политическая целесообразность, вернее, её понимание. Алексей пишет правильные, в принципе, вещи: о нас узнали миллионы, о нас знает мир, к персоне Удальцова приковано внимание СМИ и власти. Однако хочу разочаровать Сахнина: это не его, и не Удальцова даже, заслуга. И тем более не Немцова с Пархоменко. Это заслуга Путина и Неизвестных Отцов Болотной революции. Удальцов - чужой на этом празднике жизни, и уготованная ему роль - роль шута, развлекающего господ и веселящего зрителей. И номер его - даже не "восемь", а "двадцать". Нет, конечно же, у Удальцова есть и другая роль: за ним идут люди, видя в нём (ещё видя) несгибаемого борца с системой, и, что главное, коммуниста. Именно Сахнин и Удальцов позволяют господам Каспарову и Немцову говорить о всенародном характере протеста - и с готовностью подпевают им.
Но это не наш протест.
Это не наша революция.
Это ВООБЩЕ не революция. Я уже писал, и повторю ещё раз
Пока процесс не перенесётся в регионы - он останется цирком, пусть и кровавым местами, цирком для небольшого количества зрителей в ВИП-ложе и массой артистов, толкающимися с полицейскими ботами. Это не революция. Это даже не провокация, и не реакция. Это качественно, профессионально, добротно сделанная имитация борьбы И участвовать в этом настоящему революционеру - не с руки.
Мы отнюдь не в 1907 году, как полагает Алексей. Видимо, Московское восстание прошло мной незамеченным. Мы, в лучшем случае, в 1904. Именно тогда господа либералы собирались в Лондоне и звали большевиков присоединиться. Именно тогда РСДРП заявило о непримиримой по отношении к ним позиции. Сахнин, как историк, знает об этом намного лучше меня - однако, напомню, что в партии на тот момент состояло от силы пара сотен человек. И тоже раздавались голоса идеологов, подобно Сахнину, предостерегающие о впадании в сектанство. Благодаря четкой идеологической позиции большевикам удалось вырасти и количественно, и качественно, и добиться небывалого в истории успеха.
В том, что болотная волна поднялась - нет заслуги ни Левого Фронта, ни Удальцова лично. Но в том, что он оказался на ее гребне - его заслуги неоспоримы. Но надо понимать - причина этого не участие в "общегражданском протесте", а многолетняя кропотливая работа, за время которой Левый Фронт показал себя последовательной, левой, непримиримой к националистам и либералам, революционной организацией. Это годы пикетов и АПД, задержаний и малочисленных митингов - годы того, что Сахнин теперь презрительно зовёт "сектанством". Именно идеологическая выдержанность позволила создать активистское ядро организации, развивавшееся в отнюдь не тепличных условиях, и вывести Левый Фронт в лидеры протеста тогда, когда сложились предпосылки для массовых выступлений. Боясь потерять узкую прослойку буржуазной интеллигенции, поддерживающей либералов, мы рискуем навсегда отвратить от себя миллионы простых людей, преисполненных к ним ненавистью. Пренебрежение базовыми идеологическими (равно как и организационными) принципами - похоронит нашу организацию; но, что ещё печальнее - сильно снизит шанс на социалистическую революцию вообще, поскольку именно ЛФ, без сомнения, является на сегодня самой сильной организацией из тех, кто ставит перед собой подобную цель.