Юность в нацистской Германии

Nov 26, 2012 23:58

Оригинал взят у bart в Юность в нацистской Германии
Бродяги против "фюрера"

65 лет назад Гестапо казнило без суда и следствия целую группу кёльнской молодёжи, самому молодому участнику которой было 16 лет. "Пираты Эдельвейса" - поначалу они только дрались с гитлерюгендовцами, позже рисовали анити-военные лозунги, а затем некоторые из них ушли в подполье и начали убивать нацистских функционеров.



Эдельвейс вместо Гитлерюгенда: этот групповой снимок был с делан в 1944 году в Бетховен-парке в Кёльне

В спешке сооружённая за железнодорожной насыпью среди хаоса разбомблённого Кёльна, виселица. К импровизированному месту казни в этот хмурый ноябрьский вечер идут 13 связанных узников. Их ставят на высокие деревянные брусья, накидывают на шеи петли из пеньковой верёвки. На глазах у приговорённых нет повязок, они смотрят палачам прямо в лицо.

Сотни человек собрались в эту промозглую погоду за вокзалом в кёльнском районе Эренфельд, некоторые из охотников до зрелищ злорадно улыбаются. Они присутствуют на мрачной демонстрации власти Гестапо - расчёте с кёльнскими "Пиратами Эдельвейса" - шестеро из приговорённых принадлежат к этой молодёжной группировке. Все несовершеннолетние, а двоим - Гюнтеру Шварцу и Бартоломеусу Шинку по прозвищу Бартель, всего по 16 лет.



Пятеро юных Пиратов Эдельвейса в кёльнском Бетховен0парке, 1944. Наверху справа Хайнц Вундерлих, Вилли Колинг сверху слева, внизу слева направа - Феликс Янсен, Герг Фиртель и Джин Юлих

Драма, достигшая казнью подростков в этот хмурый осенний вечер своего апогея, начиналась несколько лет назад вполне, на первый взгляд, безобидно. Вместо коричневой формы гитлерюгенда, "Пираты Эдельвейса", мальчики и девочки в возрасте от 14 до 20 лет, выбрали своим "опозновательным знаком" рубахи в разноцветную клетку или яркие блузы, пёстрые шейные платки и короткие штаны с белыми гольфами, а также тирольские шляпы с прикреплённым цветком эдельвейса. Они хотели сами решать, как им выглядеть и проводить своё свободное время по своему усмотрению. Походы, путешествия на попутках, пение собственных песен - так они хотели жить, свободно без принудительного единообразия, которое воцарилось с 1933 года в Юнгфольк* и Гитлерюгенд.

Где мчались стрелой гитлерюгендцы

Не то чтобы строптивая молодёжь из Кёльна с самого начала проводила открытое сопротивление нацистскому режиму, даже если они, главным образом дети рабочей среды с корнями, уходившими с молодёжные союзы межвоенного времени, были настроены менее чем недружественно по отношению к нацистам. Поначалу молодёжные банды Пиратов Эдельвейсаа боролись лишь за собственное пространство, свободное от идеологии нацизма, где господствовала железная дисциплина и военизированное воспитание. Не только в Кёльне, но и во всём Рейхе возникали группы Пиратов Эдельвейса, чью численность сегодня историки оценивают, опираясь на имена в актах гестапо, в одном лишь Рейнско-Рурском регионе в 3000 молодых людей. И в других городах возникали аналогичные соединения с похожими целями, например "Золотые четырнадцать" в Гамбурге, "Штадбадбрюэ"" (букв. перевод - бурда городского бассейна) из Хемница или "Лейпцигская шайка".



Юность служит Гитлеру: пропаганда Гитлерюгенда. В третьем Рейхе Гитлерюгенд, строго ориентированный идеологически на националсоциалистов, претендовал на единственного "властителя дум" немецкой молодёжи. Вслкдствие этого, начиная с 1933 года периодически возникали конфликты с "дикими" молодёжными группировками, сопротивлявшимися власти Гитлерюгенда. При этом происходила эскалация насилия при потасовках, вплоть до поножовщины и убийств

Опознавательный знак пиратов, эдельвейс, был очень умело выбран ими - булавки с "любимым цветком фюрера" можно было в третьем Рейхе купить в любом сувенирном киоске. Прикреплённый в укромном месте он становился отличительным знаком "непокорных", при этом носителю его нечего было инкриминировать полицией при допросах. Тем не менее, уклоняться от тотального контроля национал-социалистического государства становилось всё труднее. Возможности "диких" молодёжных групп всё больше ограничивались введением в 1939 году обязательной "молодёжной службы" и "письменного разрешение на поездки". Вездесущие дозоры гитлерюгенда, которым было дозволено контролировать молодёжь на улицах, всё чаще приводили к конфронтациям, которые в свою очередь всё чаще приводили к насилию.
Ja, wo die Fahrtenmesser blitzen und die Hitlerjungen flitzen
und die Edelweißpiraten hintendrein
was kann das Leben uns denn schon geben, wir wollen frei von Hitler sein
"Да, там где мелькают бродяги и стрелой несутся гитлерюгендцы, там и Эдельвейс-пираты за ними, и что ещё нам может дать наша жизнь, мы хотим быть свободными от Гитлера" - строки одной из Пиратских песен.



Пираты Эдельвейса в походе

Драки с гитлерюгендом в свою очередь вели к ужесточению преследования Пиратов госаппаратом - спираль насилия раскручивалась. Фрустрированные, без всякой надежды и со все возрастыющим чувством, что им нечего больше терять, группы Пиратов всё больше радикализировались. Они распространяли листовки против режима ("Коричневый, как говно, такой коричневый Кёльн. Очнитесь наконец!"), рисовали антинацистские пароли на стенах домов или на поездах ("Нацистские головы покатятся после войны!") или просто пускали вагоны под откос. В 1943 году давление гестапо стало расти, все больше Пиратов Эдельвейса попадало под арест, многие отправлялись в молодёжный концлагерь Моринген под Гёттингеном.

Жирная добыча при "маслянном грабеже"

Особенно радикально вела себя так называемая группа Эренфельд, сплотившаяся вокруг 23-летнего Ганса Штайнбрюка. К кружку, выживавшему в развалинах разбомблённого Кёльна, присоединились беженцы из концлагерей и угнанные на принудительные работы, те, кому удалось скрыться, дезертиры и избежавшие депортаций евреи, а также некоторые из Пиратов Эдельвейса - по данным расследования гестапо - всего их было 128 человек. Поскольку они были отверженными и не имели талонов на питание, то вынуждены были добывать себе средства к существованию нелегальным путём. Кражами и взломами они обеспечивали себя необходимыми продуктами. Однажды, во время легендарного "масляного грабежа", группа добыла себе 26 центнеров вожделенного жира.

Такие акции, часто приписываемые жителями Кёльна обобщённо Пиратам Эдельвейса, принесли им известность в городе. Наряду с продуктами, группа Эренфельд, специализировалась преимущественно на оружии. Свой арсенал они использовали для саботажных акций против гитлерюгенда, гестапо и штурмовиков (НСДАП). Группа Штайнбрюка, которого называли "Ганс-бомба" дажке вынашивала планы взрыва кёльнского центрального управления гестапо. Из этого ничего не вышло, но мертвые всё же были. Оперативная сводка кёльнской прокуратуры начала 1945 года приписывала группе Эренфельд не менее 15-ти убийственных покушений, в том числе и на политического лидера НСДАП, двух чиновников из гестапо и начальника отдела гестапо в Кёльне.



Именно ты! - руны SS на этом пропагандистском плакате Гитлерюгенда свидетельствуют о том, что организация не была чисто скаутской. Да, бывали и походы, но в первую очередь молодёжь готовили к войне, прививая  идеалы расизма и национал-социализма

Самое позднее, в сентябре 1944 года, после того, как группа застрелила местного руководителя отделения НСДАП, гестапо объявило борьбу с молодыми оппозиционерами - акцией военного значения. В конце октября 1944 года Эрнст Кальтенбруннер - начальник имперской госбезопасности, приказал издать "директивы по борьбе с молодёжными группировками", в которых непокорные подростки фактически приравнивались к врагам государства и государственным изменникам.

Казнь без суда

Таким образом судьба шестерых пиратов, которых в начале октября схватили при облаве вместе с семёркой более старших Эренфельдовцев, в их числе и Ганса Штайнбрюка, была предрешена. После жестоких пыток в гестапо, 13 мужчин и подростоков везли 10 ноября в открытой повозке к месту публичной казни. Суд над ними так и не состоялся.



Публичная казнь. 25 октября 1944 года в Кёльне-Эренфельде была казнена группа русских "остарбайтеров", пригнанных на принудительные работы. Им вменялось в вину связь с Пиратами Эдельвейса. Две недели спустя на том же самом месте также бесчеловечно была казнена группа Эренфельд, в том числе и шесть несовершеннолетних Пиратов

Импровизированная виселица состояла из трёх частей, на каждой из которых на одном брусе стояло 4 или 5 человек. По команде несколько помощников из гестапо вытягивали брус из-под ног осуждённых при помощи веревки. Осуждённые падали вниз не более метра. И не все сразу погибали из-за слома шеи, многих повешенных гестаповцы должны были дополнительно сильно дёрнуть за ноги. В конце тела казнённых были отвезены на кёльнское Западное кладбище, где их закопали на так называемом "гестаповском поле" на задворках кладбища, без крестов или надгробных камней. Четыре месяца спустя, 6 марта 1945 года, американские части освободили Кёльн от национал-социалистов.



Кёльнское Западное кладбище. Вход на так называемое Поле-гестапо. Здесь было похоронено почти тысяча жертв нацистского режима. Расположение поля - в стороне от нормальных могил в непосредственной близости к еврейскому кладбицу, а также компосту, должно было "обсчестить" жертвы и после их смерти. Лишь только в 60-е годы это захоронение стало превращаться в мемориал

Историки спорят по сей день, можно ли считать Эдельвейсов участниками сопротивления или всего лишь строптивыми шалопаями, вплоть до уголовников. Дожившие до наших дней участники групп долгое время не были признаны в качестве части движения сопротивления. И только в 80-х районное управление Кёльна классифицировало их как "жертв несправедливого режима". Тем не менее, улица в Эренфельде (район Кёльна, прим. перев.) за железнодорожной насыпью, в память о повешенных получила в середине 80-х имя Бартоломеуса Шинка - самой юной жертвы. А в июне 2005 года последние из ещё живых Пиратов Эдельвеса, а также их уже умершие товарищи, были официально признаны в Кёльнском президиуме как борцы сопротивления Гитлеру.



Афиша фильма "Пираты Эдельвейса". Их история была снята в кино Нико и Кики фон Глазов в 2001 году. В 2005 фильм вышел на немецкие экраны

источник

личность, история, война, национал-социализм

Previous post Next post
Up