Все знают, что у нашей страны две беды: дураки и дороги. Изредка мы вспоминаем слова Салтыкова-Щедрина и ругаем российских чиновников, но практика взимания платы за проезд появилась ещё в средневековье.
Богатые люди всегда хотели стать ещё богаче. Европа, например, была разбита на княжества разной величины, где каждый князь брал дань с путников, проходящих через его владения. В царской России платные дороги появились ещё в 18 веке. А вот в эпоху СССР плату за проезд отменили, что заставляет нас с особой тоской вспоминать то время. Первая платная автодорога в современной России появилась в 1999 году: это был отрезок в 20 км на трассе М4 «Дон» через Липецкую область.
Сегодня нам приходится оплачивать проезд по трассам федерального значения М1, М3, М4 и М11, в Псковской области и в Санкт-Петербурге (Западный скоростной диаметр). Общая протяженность платных дорог приближается к 1000 км. Концессионером большинства этих участков выступает государственная компания «Автодор». Средства на их строительство и обслуживание выделены из налогов, которые мы платим.
Наши налоги работают против нас или нам во благо?
Легко понять растущее недовольство населения в связи с появлением все новых платных участков: никто не рад попасть в кольцо двойного налогообложения. Если предположить, что на строительство дорог были привлечены частные инвестиции, а государство покрыло лишь половину расходов, то эти деньги все равно были наши с вами.
Справедливость лишь в том, что не все граждане страны в равной степени пользуются всеми дорогами и не все дороги одинаково загружены.
Плата за проезд позволяет собирать деньги именно с тех, кто пользуется конкретной дорогой.
Представьте, что в связи с существенной нагрузкой дорога между Москвой и Санкт-Петербургом требует регулярного ремонта. Как ни крути, рабочих мест в двух столицах больше и доходы жителей выше. А денег в казне, как мы знаем, нет.
Если финансировать обслуживание дороги при помощи налога, то все граждане страны заплатят налог, но воспользуются трассой только более состоятельные жители двух мегаполисов. Проще говоря, соберут деньги с бедных и отдадут на благо богатых. Если же взимается плата за проезд, то за последующее обслуживание дороги заплатят те, кто по ней ездит.
Платные дороги - прибыльный бизнес
А как считаете вы? Имеет ли право на жизнь такое явление, как платные автомобильные дороги в России?
В поисках истины,
DaeduJournal