Деградация рынка автобусных перевозок набирает обороты
Ни для кого не секрет, что залог развития здорового рынка - конкуренция. Как в ходе эволюции выживают сильнейшие виды, так на рынке побеждают игроки, которые предоставляют потребителю наиболее качественные и дешевые услуги. Естественный отбор не щадит никого. Идти против законов экономики так же бесполезно и глупо, как спорить с природой.
В развитых странах крупные клиентоориентированные компании нанимают на один вид работ или услуг нескольких подрядчиков. И вот почему.
- История успешных мировых компаний доказывает, что в условиях здоровой конкуренции общий уровень сервиса качественно растет.
- В случае некачественно оказанной услуги можно переложить функционал недобросовестного подрядчика на исполнительного без потери качества и уровня сервиса.
- Несколько исполнителей суммарно обладают большей компетенцией, что в итоге дает больший прирост клиентов и увеличение прибыли как для заказчика, так и для исполнителя.
Но в нашем государстве сложилось особенное отношение к бизнесу. Через несколько дней мы можем стать свидетелями очередной попытки нарушить естественные законы рынка.
9-го сентября ГУП "Мосгортранс" отключит онлайн-агрегаторы от своей автоматизированной системы продажи билетов. Отныне билеты будут реализовываться через одного генерального агента. Он за процент будет отдавать билеты в продажу множеству субагентов, которые в свою очередь будут добавлять к цене билета свою комиссию. В итоге цена каждого онлайн-билета вырастет на 100-200 рублей.
К чему это приведет?
Во-первых, перевозчики лишатся права решать, как и где им реализовывать свои услуги. Компании будут вынуждены бескомпромиссно осуществлять все продажи через кассы автостанции. Иными словами, вопрос с онлайн-продажами будет закрыт: перевозчиков вынудят отправлять пассажиров в кассы автостанций и платить комиссию в 5% от стоимости билета.
Во-вторых, для агрегаторов эта ситуация фактически означает уход с рынка вследствие потери клиентов. Мы в очередной раз наблюдаем эпизод деградации российской экономики. В XXI веке закрытие интернет-бизнеса по причине нерентабельности - шаг в каменный век.
В-третьих, спрос пассажиров на удобные сервисы покупки билетов вроде
Busfor, Tutu, Яндекс.Автобусы, Unitikiавтоматически упадет из-за подорожания. Пассажирам придется вернуться в прошлое и отстаивать длинные очереди в кассы душных автовокзалов. В автобусных перевозках 100 или 200 рублей - более чем существенное подорожание.
В-четвертых, за примером Москвы последуют региональные автовокзалы. Это будет означать деградацию рынка автобусных перевозок по всей стране. Получается, что попытка бороться с непрозрачностью рынка и злоупотреблениями на местах, с автовокзальной мафией и прочими атрибутами прошлого века, снова провалилась. Среди пассажиров возрастет спрос на нелегальных недобросовестных перевозчиков, и как следствие, увеличится количество ДТП и смертей на дорогах. Более того, нелегальный бизнес как магнит притягивает к себе криминальные элементы. Возвращаемся в девяностые?
Что дальше?
Представьте себе пассажира, который всегда покупал билеты онлайн по номинальному тарифу. Теперь, не желая выстаивать многочасовые очереди в кассы, он уйдет в нелегальное русло, отчего пострадают добросовестные участники рынка. Вместо развития с целью улучшения жизни людей, отрасль пассажирских перевозок, скорее всего, будет деградировать.
В очередной раз пассажирские автобусные перевозки сталкиваются с некомпетентностью отдельных участников рынка и безразличием властей. О каком развитии цифровых технологий в России идёт речь, когда купить билет на автобус по адекватной цене скоро можно будет лишь на автовокзале?
Источник